Москвич-415 повышенной проходимости 1957 г.

Москви́ч-415 и 416 — советские легковые автомобили повышенной проходимости создавался с использованием узлов и агрегатов серийных автомобилей Москвич. Проектирование и разработка велась на заводе МЗМА. В 1958 году министерство автотранспорта получает задание на производство малолитражного вездехода. Автомобиль повышенной проходимости малого класса — это была практически уникальная работа.
    В то время уже были удачные попытки соединить в одной машине вездеходные качества внедорожника (4х4) и комфортабельность легкового автомобиля. Так Горьковский автозавод имел ГАЗ-М72 (1955-1958 гг.), автомобиль ГАЗ-М20 “Победа” получивший подвеску и мосты от ГАЗ-69. Москвич так же имел комфортабельный внедорожник Москвич-410Н (4х4).

фото Москвич 415

фотография Москвич 415

Возможным вариантом разработки автомобиля повышенной проходимости могло быть кстранение недостатков существующих моделей, но ликвидировать все проблемы в рамках существующей компоновки Москвича-411 было невозможно. Тогда было принято решение сделать принципиально новую конструкцию и заместителю Главного конструктора завода Игорю Александровичу Гладилину удалось убедить начальство, что сельский автомобиль должен быть иным и начать работу по созданию "Русского джипа". Это название как нельзя лучше подходило к машине, вначале очень точно воспроизводившей американский Willys тех лет.

фото Москвич 415

фотография Москвич 415

Первый опытный образец, увидевший свет в 1957 году, был создан без привычного объема технической документации бригадой опытных рабочих, с полуслова понимавших, чего от них ждет автор проекта.
    С 1958 по 1960 год ведутся активные разработки. И, несмотря на весьма скромное финансирование, эта задача была успешно решена.

фото Москвич 415

фотография Москвич 415

Оснащение Москвич-415

Проектирование «Москвичей-415 и 416» (с брезентовой и жесткой крышей) начали в 1957-м. По основным узлам и агрегатам — мостам, коробке передач и раздаточной — автомобиль, конечно же, унифицировали с «Москвичом-410». Ориентировались на новый только готовящийся к производству 45-сильный двигатель «Москвича-407». Передний мост подвесили на шестилистовых рессорах, задний — на девятилистовых. Раму и кузов создали заново. Автомобиль с очень малыми свесами и короткой (всего 2030 мм) базой отличала отменная геометрическая проходимость. Дорожный просвет составлял 220 мм. Машина имела оригинальную жесткую лонжеронную раму с закрепленным на ней открытым четырехместным кузовом, имевшим два ряда сидений. Передний и задний мосты поначалу были взяты от модели "410"; затем появился оригинальный задний мост с полуосями разгруженного типа и коническими роликовыми подшипниками колес.
    Полуоси разгруженного типа работали, в отличие от иных вариантов, применяющихся на легковых автомобилях, только на кручение, не подвергаясь изгибным деформациям. Поэтому они и были выбраны для внедорожника, как наиболее надежные для тяжелых условий эксплуатации. Конические роликовые подшипники также, по сравнению с шариковыми, более долговечны и способны работать при высоких нагрузках. Двухступенчатую раздаточную коробку И.А.Гладилин сблокировал со стандартной коробкой передач "Москвича". Передний мост был отключаемым. Автомобиль получил заводской индекс "415" и успешно проходил испытания.

фото Москвич 415

фотография Москвич 415


фото Москвич 415

фотография Москвич 415


фото Москвич 415

фотография Москвич 415

В 1960 году появился его вариант с закрытым металлическим кузовом и иным расположением задних сидений. Две жесткие откидные двухместные лавки, размещенные вдоль бортов, давали возможность одновременно перевозить пять человек. Запасное колесо крепилось на правой стороне кузова, почти что над правым задним колесом. Эту модель, учитывая солидный перечень отличительных признаков, назвали "Москвич-416". При габаритных размерах 3490х1670х1835мм и колесной базе 2030мм внедорожник весил лишь 1158кг и с двигателем автомобиля "Москвич-407" мощностью 45л.с. развивал максимальную скорость 105 км/ч при среднем расходе топлива от 10,3 до 11,3 л/100км при езде по булыжнику. В дальнейшем появились варианты автомобиля с моторами от "Москвичей" "408" и "412".
    Имелась система отопления, обогрев лобового стекла, надежная система пылеизоляции. Поражает сходство в габаритах с "Нивой" — длинна 3.5 метра, ширина 1.7 метра. 416-й должен был стать первым массовым автомобилем для села. Была подготовленна вся техническая документация для серийного производства.
    Созданный по инициативе И.А.Гладилина внедорожник получил шанс встать на конвейер, когда выяснилось, что заводу должны отойти высвобождающиеся цеха расположенного по соседству предприятия. Однако, этого не произошло и судьба хорошей машины повисла в воздухе — освоение новинки затягивалось.. Следует отметить, что в главном законе развития автомобильной техники СССР — типаже легковых автомобилей — сам типоразмер небольшого вездехода отсутствовал, поэтому все работы по джипу носили несанкционированный, то есть самодеятельный, с точки зрения отраслевого Министерства, характер.

фото Москвич 416

фотография Москвич 416

На МЗМА продолжали доработку машин, готовили чертежи для производства. Но, по сути, уже в 1960-м судьба автомобиля была предрешена. Страна вела огромное строительство, вооружалась, помогала братьям по социалистическому лагерю.
    Кампания «народный автомобиль для сельчан» в этой ситуации не могла стать приоритетной. Завод приносил государству хороший доход, в том числе валюту от довольно успешного экспорта «Москвичей407» (да-да, такое было!), а для новой модели требовалось расширять производство. Не только 415-й и 416-й, серийные полноприводные седан и универсал вскоре сняли с производства.
    Появление малолитражного джипа было отложено на 17 лет, до создания "Нивы" , а опытные образцы джипов стали хорошими помощниками, обслуживая различные подразделения отдела Главного конструктора, и заканчивая свой век в качестве обычных транспортных средств завода.

В начале 70-х годов на АЗЛК решили реанимировать проект внедорожника Москвич-416 разработки 50-х годов. Обновленную машину назвали Москвич-2150, но дальше опытных образцов дело не пошло.