ГАЗ-22 «Волга»
ГАЗ-22 «Волга» универсал фотографии характеристики
1962—1970 гг.
фотография ГАЗ-22 «Волга» универсал
Выпуск грузопассажирского автомобиля ГАЗ 22 «универсал» начался в 1962 году.
Универсал создали на базе седана ГАЗ-21 , обозначавшийся как отдельная модель — ГАЗ-22 (М-22).
Серийные универсалы имеют оформление «третьей серии». Опытные экземпляры имели оформление «второй серии», но, судя по всему, массово такие машины никогда не выпускались, либо их было выпущено очень немного.
фотография ГАЗ-22 «Волга» интерьер салона
При складывании заднего сидения ГАЗ-22 в кузове образовывалась ровная площадка для груза. В сочетании с высоким потолком это обеспечивало достаточно большую вместимость автомобиля. Рессоры были более жёсткими, чем у седана. Грузоподъёмность составляла 176 кг (при перевозке 5 человек) или 400 кг (при перевозке двух человек).
ГАЗ-22 в народе упорно называли «универсал ГАЗ-21». Так было понятнее, тем более, приобрести «двадцать вторую» рядовому человеку в СССР не представлялось возможным. Обычная «Волга» — и та являлась предметом мечтаний, а универсал как идеальная семейная машина была мечтой даже за пределом госсударственной границы. Дело в том, что дополнительные потребительские свойства ГАЗ 22 Волга — грузоподъемность и объем багажного отсека — давали бы простому советскому человеку возможности дополнительного заработка: обогащению от дачного участка, сверлильного станка, извоза и прочей индивидуальной трудовой деятельности. Пустить такую машину в оборот торговли — значило пробить брешь в госсударственном устройстве. Путем несложного открывания задней двустворчатой двери универсал тут же превращался бы из личной машины в частную собственность, в средство производства. Частной собственности в действующей с 1936 года Конституции СССР предусмотрено не было. Поэтому ГАЗ-22 универсал и не являлся товаром народного потребления, его не продавали и не регистрировали на частных лиц. Первым универсалом, доступным обладателю простого советского паспорта, стал в 1967 году «Москвич-426» — машина такая же «безобидная» по своим возможностям, как и все малолитражки.
фотография ГАЗ-22 «Волга» универсал
Практически все выпущенные автомобили распределялись между государственными организациями, преимущественно — таксопарками, торговыми организациями и службой Скорой Медицинской Помощи. Поэтому количество сохранившихся до наших дней экземпляров невелико, а их сохранность как правило очень плохая — в силу своего утилитарного назначения эти автомобили ездят до полного износа и имеют массу переделок. Приобретение ГАЗ-22 было доверено гражданам только в начале 70-х, после снятия модели с производства и ее тотального вымещения из гаражей госучреждений (аналогичным образом отходили в частные руки и кареты скорой помощи). Владельцами изрядно потрепанных машин, после многочисленных согласований, оценок и переоценок, становились, как правило, работники тех же предприятий.
До этого одно из немногих исключений — право купить новый ГАЗ-22 — было сделано для народного артиста Юрия Никулина. В написанном им союзному правительству письме была доходчиво обоснована необходимость приобретения «Волги-универсала» для перевозки реквизита советского, а не какого-нибудь частного цирка.
Переднее сиденье рассчитывалось на двух человек, там с легкостью мог уместиться и еще один пассажир. Педали машины аналогичны ГАЗ-21 третьей серии, в которой отсутствовала ножная кнопка насоса центральной смазки, стоявшая на первой и второй серии, зато ее место заняла «лягушка», включающая стеклоомыватель. Не обошлось, конечно, и без фирменного прозрачного спидометра, выполненного в виде сферы.
фотография ГАЗ-22 «Волга» багажное отделение
фотография ГАЗ-22 «Волга» багажное отделение
По своей сути ГАЗ 22 был абсолютным хозяйственным объектом — мощным, комфортабельным и очень вместительным. Паспортная грузоподъемность в 400 кг часто на практике перекрывалась раза в полтора. И ничего. Заложенный ещё в «двадцать первую» запас прочности был использован в полной мере на экспортных «двадцать вторых». Так, скандинавский импортер «Волг», компания Konela, одной заменой только шин и амортизаторов — с заводских на фирменные — безопасно увеличивала грузоподъемность до 600 кг. К тому же, по финским и шведским правилам, на сплошном переднем сиденье могли находиться три человека. Естественно, что и никаких ограничений на продажу универсалов за рубежом не существовало. И проходимый, несгибаемый, нечуствительный к холоду ГАЗ-22 становился надежной и недорогой опорой финского частного производителя. И не только финского.
Универсалу были свойственны все те же агрегаты, что и седану третьей серии: тот же набор двигателей — 75,80 и 85 л.с., те же коробка и мост с теми же передаточными числами, те же модернизации ходовой части и оформления интерьера. В 1965 году на всех «Волгах» были усиленны лонжероны, удлиненны «дворники», поменяны подшипники ступиц и индексы моделей — формально ГАЗ освоил в том году сразу несколько новых модификаций. Базовый универсал получил индекс «22В», машина в улучшенно-экспортном исполнении — «22М». От ранних «сараев» их отличали две продольные выштамповки на крыше для придания дополнительной жесткости листу «купола».