АР — автомобиль разведчик. 1941 г

В 1930-е годы НАТИ занимался весьма разносторонним спектром разработок в военной области — как текущими модернизациями серийной автотехники двойного назначения, так и созданием секретных перспективных армейских машин и весьма оригинальных и уникальных экспериментальных опытных образцов, стоявших на уровне лучших зарубежных аналогов. К ним относились грузовые автомобили повышенной и высокой проходимости, газогенераторные машины, полугусеничные и полноприводные вездеходы, новые виды бронеавтомобилей, танков, тракторов, силовых агрегатов, узлов трансмиссии и средств повышения проходимости серийной техники. На первом этапе создания отечественной автомобильной промышленности практически все советские серийные автомобили разрабатывались заводскими конструкторскими бюро в тесном сотрудничестве с НАТИ, а некоторые целиком были созданы и испытаны в этом институте. На основе анализа зарубежного опыта в 1930-е годы в НАТИ бьшо спроектировано и построено большое количество экспериментальных прототипов и опытных экземпляров военной автомобильной техники, часть из которых затем послужила базой для серийных машин. Прототипы обычно собирались на собственном опытном производстве НАТИ — Заводе опытных конструкций (ЗОК), созданном в 1932 году, или на профильных автомобильных предприятиях.

Надо отметить, что все военные разработки в НАТИ проводились под грифом «Совершенно секретно» и под неусыпным вниманием со стороны силовых ведомств, спецслужб и высшего руководства страны, которые часто диктовали ученым и конструкторам свои не всегда абсолютно здравые решения. Командный стиль управления не только ограничивал творческие возможности сотрудников НАТИ, но и зачастую приводил к проведению работ, заранее обреченных на неудачу. С другой стороны, те и другие постоянно находились под сильным влиянием зарубежных разработок, прежде всего американских. В отсутствие достоверной информации и необходимого объема финансирования на закупку иностранных образцов их копирование подчас осуществлялось интуитивно, буквально на основе статей и картинок из популярных журналов, в лучшем случае — секретных альбомов разведуправления РККА. При этом технологических возможностей для воплощения этих идей в жизнь, изготовления особо точных и сложных агрегатов и деталей у Советской России к началу войны так и не появилось.

ДВУХОСНЫЕ АВТОМОБИЛИ ДВОЙНОГО НАЗНАЧЕНИЯ(НАТИ)

В соответствии с Постановлением правительства о газификации автотранспорта с 1931 года в НАТИ проводилось активное проектирование газогенераторных автомобилей. В то время они считались наиболее перспективными средствами транспорта расширения возможностей Красной Армии и народного хозяйства при оперативном использовании автотехники в отдаленных районах, в условиях жесткого лимитирования или полного отсутствия жидкого топлива. В первых конструкциях в качестве исходного продукта для получения горючего газа использовались легкодоступные в стране древесные чурки. К середине 1930-х годов на шасси ЗИС-5 появился первый опытный газогенераторный автомобиль НАТИ-1О, на ГАЗ-АА  — НАТИ-II и на базе ГАЗ-А — НАТИ-12. В 1935 году инженер газогенераторного отдела Н. Г. Юдушкин завершил разработку модернизированной газогенераторной установки НАТИ-14 (Г-14), которая впоследствии выпускалась серийно и достаточно широко применялась в подразделениях РККА. На основе разработок НАТИ в 1936 году Московский автозавод создал свой газогенераторный грузовик ЗИС-13. В дальнейшем в институте создавались новые типы газогенераторов, работавших на древесном и буром угле или торфяном коксе, но широкого распространения они уже не получили.

фото АР-НАТИ

фотография АР-НАТИ

Начало следующему этапу работ НАТИ по полноприводной военной автотехнике положило решение наркома среднего машиностроения В. А. Малышева о срочном выпуске отечественного легкого армейского многоцелевого полноприводного автомобиля в двух вариантах и одного прицепа к ним. Вместе с Горьковским автозаводом в январе 1941 года это задание получил также НАТИ. Уже через несколько дней работу над новой машиной параллельно и независимо проводили два конструкторских коллектива. Специалисты ГАЗа, весьма прямолинейно воспринявшие указание наркома о создании "советского "Бантама", поспешно копировали американский прототип "Бантам" (Bantam), поставив его на имевшиеся к тому время отечественные агрегаты. Конструкторы НАТИ пошли иным путем: вместо интуитивного подхода к созданию новой машины они применили сугубо научный метод с математическим расчетом всех агрегатов и параметров. Его результатом стал более совершенный и надежный автомобиль АР-НАТИ оригинальной конструкции, но даже в военное время, в условиях острой потребности Красной Армии в такой технике, он оказался невостребованным. АР-НАТИ (1941 г.) — опытный армейский полноприводный многоцелевой (командирский) автомобиль с упрощенным открытым кузовом. В соответствии с указанием наркома тяжелого машиностроения с начала февраля 1941 года проектировался в НАТИ параллельно с созданием аналогичного образца на Горьковском автозаводе. Первоначально предназначался для ведения разведки и в обоих проектах именовался как автомобиль-разведчик (АР). Проектированием АР-НАТИ занимался коллектив автомобильного отдела института под руководством главного конструктора А. А. Душкевича. Общее руководство разработкой и постройкой машины осуществлял инженер В. Ф. Родионов, руководителем проекта был назначен Б. В. Шишкин, непосредственным проектированием занимались А. Ф. Андронов, С. Б. Чистозвонов и другие.

фото АР-НАТИ

фотография АР-НАТИ

При создании автомобиля АР-НАТИ за основу была принята более практичная классическая компоновка с использованием отечественных серийных агрегатов, в которые было внесено множество модификаций. Разработкой одноосного прицепа с высокобортным кузовом грузоподъемностью 400 кг, независимой подвеской и одинаковой с автомобилем колеей занимался А. А. Сеславин. Их проектирование было завершено к середине марта 1941 года. 2 апреля на опытном заводе НАТИ были готовы две машины АР-НАТИ и прицеп, прошедшие пробные испытания на территории института. 22 апреля 1941 года вместе с аналогичными горьковскими автомобилями ГАЗ-64 они были представлены руководству страны, затем отправлены в пробег с 45-мм пушками на прицепе, а летом испытывались на полигоне. Автомобили имели обозначения АР-НАТИ № 1 и АР-НАТИ № 2 (сокращенно — АР-НАТИ-1 и АР-НАТИ-2) и внешне отличались широким и узким капотами и, соответственно, встроенными или установленными на передних прямоугольных крыльях фарами. На них использовался доработанный 50-сильный двигатель ГАЗ-М, снабженный модернизированной головкой блока с увеличенной до 5,25 степенью сжатия, опытным прерывателем-распределителем с центробежно-вакуумным автоматом опережения зажигания, усиленной системой охлаждения с низким шестирядным радиатором и двумя параллельными карбюраторами МЛ -1 от легкового автомобиля КИМ-10. Первый карбюратор работал в экономичном режиме, второй служил для приготовления обогащенной рабочей смеси, что позволило расширить диапазон мощности в пределах от 38 до 59 л.с. при режиме 2500-2800 об/мин. Все это обеспечивало машине повышенные динамические и тяговые качества, надежную работу на пониженных скоростях и на низкосортном бензине с экономией до 20% топлива. Сцепление и 4-ступенчатую коробку передач заимствовали у грузовика ГАЗ-ММ, вынесенный вперед рулевой механизм — от ГАЗ-М1, механическую тормозную систему — от ГАЗ-11-73. От вездехода ГАЗ-61 использовались раздаточная коробка, передний карданный вал и ведущие мосты, у которых главные передачи были чуть разнесены в разные стороны, а колея сокращена до 1270 мм. От ЗИС-101 джипы получили задний открытый карданный вал на игольчатых подшипниках. Подвеска обоих мостов осуществлялась на продольных удлиненных полуэллиптических рессорах с гидроамортизаторами двухстороннего действия. Снизу двигатель и трансмиссия имели защитные поддоны. На машинах использовались дорожные или вездеходные шины размером 7,00-16. Другой новинкой АР-НАТИ являлась особо прочная рама трапецеидальной формы с центральной Х-образной поперечиной. В ее передней части предполагал ось установить лебедку с приводом от трансмиссии, в задней монтировалось буксирное приспособление с шаровой головкой.

Оригинальный функциональный открытый кузов без дверей и подножек вместимостью 4-5 человек был разработан конструкторами Д. Д. Мельманом и К. В. Зейвангом в двух исполнениях с разной шириной капота. Кроме того, за задними сиденьями на них устанавливались два топливных бака разной емкости — по 30 и 45 л каждый. В обоих вариантах фары и радиатор защищала общая решетка, роль бампера выполняла обычная труба. Открытые дверные проемы закрывались складными брезентовыми фартуками, в боковинах съемного тента имелись целлулоидные стекла, откидное лобовое стекло снабжалось двумя фарами-искателями и двумя вакуумными стеклоочистителями. По требованиям ГАБТУ РККА в кузовах предусматривались установка станкового пулемета ДС.

фото АР-НАТИ

фотография АР-НАТИ


фото АР-НАТИ

фотография АР-НАТИ

Возможный прототип перспективного легкого многоцелевого полно приводного автомобиля — опытный вездеход АР-НАТИ № 2 с узким капотом и фарами на передних крыльях, апрель 1941 года.

Второй прототип АР-НАТИ N° 1 с широким капотом, встроенными фарами и одноосным прицепом снабжался двигателем ГАЗ-М мощностью до 59 л.с. и агрегатами от серийных автомобилей, апрель 1941 года. В комплект машины входил шанцевый инструмент, крепившийся по бортам кузова, а на бортах прицепов устанавливались два дополнительных топливных бака на 70 л. бензина и запасное колесо. Полезная нагрузка автомобилей АР-НАТИ находилась на уровне 400 кг, но могла кратковременно увеличиваться до 600 кг. Снаряженная масса для исполнений № 1 и № 2 составляла 1240 и 1438 кг соответственно, максимально допустимая полная масса достигала 2150 кг. Размер колесной базы 2100 мм был задан свыше.