Москвич 401/424Э
Москвич-401Э экспериментальный 1948-1950 гг.
Москвич-401/423 — официальное название этого автомобиля. В современной литературе встречается не соответствующий действительности индекс 403Э/424Э. Прежде всего, автомобили «Москвич» с модернизированной формой кузова 1948-1950 годов никогда и нигде не обозначались буквой «Э». На стадии разработки седан с новыми передней и задней частями кузова носил индекс М-400/424, а образцы 1948 года, получившие модернизированные агрегаты модели «401», назывались уже М-401/424. Поисковым вариантам седана 1949 года был присвоен окончательный индекс М-401/423. Под этим обозначением три варианта автомобиля были представлены на утверждение в министерство.
Фотография «Москвич 401/424Э» первый вариант
«Москвич 401/424Э» — усовершенствованный вариант "Москвич-400" с модернизированным кузовом модели "-423", разработанный в 1949 г. Следует отметить, что индекс "-403Э/424Э", под которым в основном известна эта модель, является вымышленным и в заводской документации для ее обозначения никогда не использовался. При неизменном каркасе кузова автомобиль получил совершенно иную внешность: капот аллигаторного типа, крылья современной формы, новую облицовку радиатора и багажник увеличенного объема, запасное колесо располагалось под которым горизонтально. Было изготовлено несколько образцов модели "-401/423", отличавшихся друг от друга декоративным оформлением передка. Серийный выпуск модели "-401/423" начат не был, так как Министерством автомобильной промышленности было принято решение о целесообразности разработки полностью нового автомобиля (будущей модели "-402") вместо усовершенствования текущей модели.
Фотография «Москвич 401/424Э» второй вариант
В 1950 г. экипаж Б. Качигин ‒ Н. Школданов, выступавший на одном из автомобилей "Москвич-401/423", занял в чемпионате СССР третье место, одновременно установив всесоюзный рекорд на дистанции 50 км в классе 1200 см3 ‒ 114,744 км/ч. На этом автомобиле был установлен двигатель с головкой блока цилиндров из алюминиевого сплава с клапанами увеличенного диаметра. Рабочий объем за счет растачивания цилиндров был увеличен до 1188 см3, степень сжатия повышена до 6,8, а мощность возросла до 33 л. с. при 3900 об/мин.
Фотография «Москвич 401/424Э» вид сзади
В 1953 г. на этот же автомобиль был установлен экспериментальный верхнеклапанный двигатель "-404", форсированный за счет увеличения степени сжатия до 8,65 и установки четырех карбюраторов до мощности 55 л. с. при 4750 об/мин. Форсировка двигателя была выполнена с намерением участвовать в чемпионате СССР 1953 г.; с этой же целью на автомобиль установили коробку передач с нестандартными передаточными числами от автомобиля "Москвич-400/420", на котором был выигран чемпионат 1950 г. Поскольку использование верхнеклапанных двигателей не допускалось положением о чемпионате, "Москвич-401/423" с двигателем "-404" был заявлен на соревнования вне конкурса и под управлением Л. Гивартовского и В. Веселова прошел дистанцию со средней скоростью 126,757 км/ч. (Для сравнения: победители в классе "Москвич" на стандартном автомобиле развили среднюю скорость 114,293 км/ч, а норматив для официальной регистрации всесоюзного рекорда в классе 1100 см³ на дистанции 500 км составлял 150 км/ч.)