После окончания войны УльЗИС переименовали в Ульяновский автозавод (УАЗ), однако он, по сути, стал лишь сборочным цехом Горьковского автозавода, с конвейера которого сходили полуторки ГАЗ-ММ. Позднее, в декабре 1954 года, Горьковский автозавод передал ульяновцам документацию и оборудование для производства армейского джипа ГАЗ-69 — выпущенные в Ульяновске вездеходы получили название УАЗ-69.

«УАЗ-450» полноприводный фургон
Годы выпуска 1958 — 1966 гг.

фото УАЗ-450

фотография УАЗ-450

Первой самостоятельной разработкой Ульяновского автозавода стал полноприводный автомобиль УАЗ-450, созданный специально для сельской местности. История этой машины ведёт своё начало с весны 1955 года, когда сотрудникам отдела главного конструктора УАЗа во главе с Иваном Алексеевичем Давыдовым поручили спроектировать на шасси армейского джипа УАЗ-69 лёгкий грузовой автомобиль имел грузоподъёмность 800 кг. Поскольку колёсная база у «газика» составляла лишь 2300 мм, разместить на его раме платформу для 800-кг груза оказалось возможным лишь при вагонной компоновке автомобиля. В этом же 1955-м году на автозаводе было собрано пять автомобилей-прототипов для проведения испытаний. Кстати, УАЗ-450 стал первым в мире массовым полноприводным автомобилем вагонной компоновки, а бортовой грузовик на его базе — первым советским автомобилем с кабиной, расположенной над двигателем.

Серийный выпуск полноприводных автомобилей был развёрнут в октябре 1958 года. Машины строились в четырёх основных вариантах: санитарный автомобиль УАЗ-450А, цельнометаллический фургон УАЗ-450, способный перевозить 750 кг груза, грузовик с деревянной бортовой платформой УАЗ-450Д, рассчитанный на перевозку 800 кг груза и 11-местный микроавтобус УАЗ-450В. Все машины оснащались 62-сильным четырёхцилиндровым бензиновым нижнеклапанным двигателем ГАЗ М21Г рабочим объёмом 2,432 л, представлявшим собой модернизированный мотор легкового автомобиля ГАЗ-М20 «Победа» с цилиндрами, расточенными до диаметра 88 мм. От ГАЗ М20 «Победы» использовалась также трёхскоростная коробка передач. Двухступенчатая раздаточная коробка, штампованная рама, неразрезные передний и задний мосты были позаимствованы от УАЗ-69. Автомобили серии «450» имели отключаемый передний привод с шариковыми ШРУСами и односкатные колёса с 25-дюймовыми шинами.

фото УАЗ-450

фотография УАЗ-450


фото УАЗ-450

фотография УАЗ-450


фото УАЗ-450

фотография УАЗ-450 с прицепом УАЗ-474 1956 г.


УАЗ 450А — санитарный автомобиль

фото УАЗ-450

фотография УАЗ-450А санитарный автомобиль

Автомобиль отличается двойным остекленением и установленным медицинским оборудованием. Первые прототипы санитарных машин УАЗ-450А поступили в вооруженные силы. Также этот санитарный автомобиль мог буксировать прицеп массой до 850 кг. УАЗ-450А был оборудован обдувом ветрового стекла, а также отопительным и вентиляционным устройствами. Кабина водителя была конструктивно отделена от помещения для больных металлической перегородкой с окном, оснащенным форточкой. В проеме задней двери кузова устанавливалась подножка, служившая для погрузки носилок с больными. Автомобиль мог вмещать девять человек сидя либо троих сидя и четверых на носилках. УАЗ-450А составил конкуренцию выпускавшемуся в то время ПАЗ 653 и в скором времени заменил его, так как был лучше по многим параметрам. А в 1966 году на смену УАЗ-450А пришел УАЗ-452Г с новым верхнеклапанным двигателем.

УАЗ-450В — микроавтобус на базе фургона УАЗ-450

За основу был взят стандартный полноприводный фургон, в котором разместили девять мест, включая водительское. Учитывая назначение машины, весь кузов машины был застеклен по периметру, включая задние стойки, а боковые окна получили сдвижные форточки для вентиляции салона. Стекла были установлены даже в скаты крыши — первые образцы микроавтобусов имели по пять окон в скатах крыши с каждой стороны, а впоследствии их количество было уменьшено до трех. Первые опытные машины имели составное ветровое стекло с перемычкой посередине, которое на последующих экземплярах было заменено на цельное панорамное при появлении такого на серийных машинах. Главным же отличием микроавтобуса от фургона стала вторая распашная дверь по правому борту, обеспечивавшая доступ пассажиров в салон. Серийно микроавтобусы УАЗ-450В не выпускались — отчасти их освоению помешала высокая потребность военных в санитарных машинах.

фото УАЗ-450

фотография УАЗ-450В


фото УАЗ-450

фотография УАЗ-450В


УАЗ 450П полуприцеп

фото УАЗ-450

фотография УАЗ-450П полуприцеп

УАЗ-450П — это экспериментальный седельный тягач, который был разработан на Уральском Автомобильном Заводе. Автомобиль был полноприводным, то есть имел колёсную формулу 4x4. Был рассчитан на использование с полуприцепом УАЗ-752 с грузоподъемностью 2,25 тонны. УАЗ-450П являет собой ещё одну из многочисленных модификаций серийного полноприводного фургона УАЗ-450, поэтому и получил в наследство от базовой модели кабину с расположением над двигателем, так же как и модификация УАЗ-450Д. В район ветрового стекла в холодные времена подавался подогретый воздух, а сама кабина отапливалась.

фото УАЗ-450

фотография УАЗ-450П полуприцеп


фото УАЗ-450

фотография УАЗ-450П трехосный


фото УАЗ-450

фотография УАЗ-450 трехосный


фото УАЗ-450

Кадр из фильма "Королева бензоколонки"
киностудия имени А.Довженко 1962 г.


здесь