ЗИС-11 ПМЗ-1
- Пожарная Машина ЗИС 1934—1936 гг.

ЗИС-11 — днинобазное шасси автомобилей предназначенных для установки пожарного оборудования. Производство началось на заводе имени Сталина в 1934 году. Шасси не разрабатывалось с нуля, за основу взяли шасси АМО-4. С началом серийного выпуска ЗИС-5 (АМО-3) шасси получило индекс ЗИС-11. Эти модели так же назывались ПМЗ.

фото ЗИС-11

фото ЗИС-11 ПМЗ-1

ПМЗ-1 — оснащалась системой разветвления подачи воды, обеспечивая работу четырех пожарных стволов. Автомобиль был способен перевозить команду до 16 человек, что способствовало большей мобильности пожарным.

ЗИС-11 компоновка автомобиля

Установленная на платформу надстройка была сконструирована с внутренними коробами и нишами для инструментов и инвентаря пожарных. По бокам надстройки размещались две скамьи, на которых размещались по 6 бойцов пожарного расчета. На каркасе над ними крепились лестницы и рукава. На задке рамы ЗИС-11 установили двухступенчатый центробежный насос Д-20. В короб водительского сидения втиснули бензобак, под ним проходил вал отбора мощности, соединявший хвостовики сцепления и раздаточной коробки (РК), расположенной в задней части кабины. Нижний выходной хвостовик РК соединялся карданным валом с главной передачей, а верхний — двухэлементным карданом с насосом, около которого укрепили маховик управления карбюратором и рычажок выключения сцепления. Управление режимами работы РК (передачи, движение, нейтральная, работа насоса) осуществлялось из кабины.
   Пожарные рукава длиной по 80 метров наматывались на катушки размещенные по бокам от насоса. А позади насоса крепилась катушка большего размера и длиной рукава 160 метров. Она была неподъёмной и поэтому оснащалась колесами для передвижения.
    Включив насос и главную передачу двигатель необходимо было держать на 1000-1500 об/мин. При заполнении насоса водой (о чем сигнализировала контрольная трубка), открывались вентили выкидных рукавов. Если же воду брали из магистрали, то включать вакуум-аппарат не требовалось. Для наполнения бака первой помощи при работающем насосе, требовалось открыть соответствующий вентиль.

фото ЗИС-11

фото ЗИС-11 ПМЗ-1


фото ЗИС-11

фото ЗИС-11 пожарная лестница


Выпуск ЗИС-11 закончился с началом войны в 1941 году, а после войны началось производство пожарных машин на шасси уже совершенно новых послевоенных грузовиков. За все время производства было выпущено 3047 экземпляров ЗИС-11.

фото ЗИС-11

фото ЗИС-11


фото ЗИС-11

фото ЗИС-11


фото ЗИС-11

фото ЗИС-11 пожарная цистерна


фото ЗИС-11

фото ЗИС-11 вид сзади


ЗИС-11 ПМЗ-1 технические характеристики чертеж
ЗИС-11 компоновка
Годы производства: 1934-1936 гг.
Компоновка Переднемоторная, заднеприводная
Класс Пожарный автомобиль
Количество мест для расчета 12 + 2
Колесная формула 4 х 2
Длина 7500 мм.
Ширина 2300 мм.
Высота 2330 мм.
Колесная база 4420 мм.
Радиус разворота 9,6 м.
Масса в боевой готовности 6000 кг.
Клиренс под передним мостом 310 мм.
Клиренс под задним мостом 270 мм.
Характеристики пожаротушения
Наибольшее давление насоса 14 кг/см 2
Производительность насоса 1500 л/мин
Выкидные рукава на боковых катушках 2 х 80 м
Выкидные рукава на задней катушке 160 м
Двигатель ЗИС-11
Марка ЗИС-5
Тип карбюраторный, 4-тактный, 6-цилиндровый
Число цилиндров 6
Число клапанов/расположение 12 / нижнеклапанное
Диаметр цилиндров 101,6
Ход поршня 114,3
Рабочий объём 5555 см 3
Степень сжатия 4,2
Мощность 73 л.с. (54 кВт) при 2300 об/мин.
Максимальный крутящий момент 28,5 Н.м при 1100 об/мин.
Частота вращения коленвала 2400 об./мин
Расход топлива 30 л./ 100 км.
Охлаждение Жидкостное
КПП Механическая 4-х ступенчатая
Ёмкость топливного бака 105 л.
Максимальная скорость 60 км/ч.
Подвеска Зависимая рессорная
Шины 34 / 7 дюймов