ЗИС-11
ЗИС-11 ПМЗ-1
- Пожарная Машина ЗИС 1934—1936 гг.
ЗИС-11 — днинобазное шасси автомобилей предназначенных для установки пожарного оборудования. Производство началось на заводе имени Сталина в 1934 году. Шасси не разрабатывалось с нуля, за основу взяли шасси АМО-4. С началом серийного выпуска ЗИС-5 (АМО-3) шасси получило индекс ЗИС-11. Эти модели так же назывались ПМЗ.
фото ЗИС-11 ПМЗ-1
ПМЗ-1 — оснащалась системой разветвления подачи воды, обеспечивая работу четырех пожарных стволов. Автомобиль был способен перевозить команду до 16 человек, что способствовало большей мобильности пожарным.
ЗИС-11 компоновка автомобиля
Установленная на платформу надстройка была сконструирована с
внутренними коробами и нишами для инструментов и инвентаря пожарных.
По бокам надстройки размещались две скамьи, на которых размещались
по 6 бойцов пожарного расчета. На каркасе над ними крепились лестницы
и рукава. На задке рамы ЗИС-11 установили двухступенчатый центробежный насос Д-20.
В короб водительского сидения втиснули бензобак, под ним проходил
вал отбора мощности, соединявший хвостовики сцепления и раздаточной
коробки (РК), расположенной в задней части кабины. Нижний выходной
хвостовик РК соединялся карданным валом с главной передачей, а
верхний — двухэлементным карданом с насосом, около которого укрепили
маховик управления карбюратором и рычажок выключения сцепления.
Управление режимами работы РК (передачи, движение, нейтральная,
работа насоса) осуществлялось из кабины.
Пожарные рукава длиной по 80 метров наматывались
на катушки размещенные по бокам от насоса. А позади насоса крепилась
катушка большего размера и длиной рукава 160 метров. Она была неподъёмной
и поэтому оснащалась колесами для передвижения.
Включив насос и главную передачу двигатель
необходимо было держать на 1000-1500 об/мин. При заполнении насоса
водой (о чем сигнализировала контрольная трубка), открывались
вентили выкидных рукавов. Если же воду брали из магистрали, то
включать вакуум-аппарат не требовалось. Для наполнения бака первой
помощи при работающем насосе, требовалось открыть соответствующий
вентиль.
фото ЗИС-11 ПМЗ-1
фото ЗИС-11 пожарная лестница
Выпуск ЗИС-11 закончился с началом войны в 1941 году, а после войны началось производство пожарных машин на шасси уже совершенно новых послевоенных грузовиков. За все время производства было выпущено 3047 экземпляров ЗИС-11.
фото ЗИС-11
фото ЗИС-11
фото ЗИС-11 пожарная цистерна
фото ЗИС-11 вид сзади
ЗИС-11 ПМЗ-1 технические характеристики чертеж | |
Годы производства: | 1934-1936 гг. |
Компоновка | Переднемоторная, заднеприводная |
Класс | Пожарный автомобиль |
Количество мест для расчета | 12 + 2 |
Колесная формула | 4 х 2 |
Длина | 7500 мм. |
Ширина | 2300 мм. |
Высота | 2330 мм. |
Колесная база | 4420 мм. |
Радиус разворота | 9,6 м. |
Масса в боевой готовности | 6000 кг. |
Клиренс под передним мостом | 310 мм. |
Клиренс под задним мостом | 270 мм. |
Характеристики пожаротушения | |
Наибольшее давление насоса | 14 кг/см 2 |
Производительность насоса | 1500 л/мин |
Выкидные рукава на боковых катушках | 2 х 80 м |
Выкидные рукава на задней катушке | 160 м |
Двигатель ЗИС-11 | |
Марка | ЗИС-5 |
Тип | карбюраторный, 4-тактный, 6-цилиндровый |
Число цилиндров | 6 |
Число клапанов/расположение | 12 / нижнеклапанное |
Диаметр цилиндров | 101,6 |
Ход поршня | 114,3 |
Рабочий объём | 5555 см 3 |
Степень сжатия | 4,2 |
Мощность | 73 л.с. (54 кВт) при 2300 об/мин. |
Максимальный крутящий момент | 28,5 Н.м при 1100 об/мин. |
Частота вращения коленвала | 2400 об./мин |
Расход топлива | 30 л./ 100 км. |
Охлаждение | Жидкостное |
КПП | Механическая 4-х ступенчатая |
Ёмкость топливного бака | 105 л. |
Максимальная скорость | 60 км/ч. |
Подвеска | Зависимая рессорная |
Шины | 34 / 7 дюймов |