ЗИЛ-Э167
ЗИЛ-Э167 опытный 1962-1965 гг.
фотография ЗИЛ-Э167
ЗИЛ-Э167 — экспериментальный колесный вездеход повышенной проходимости, разработанный для применения в условиях полного бездорожья при неблагоприятных климатических условиях. Машина проектировалась с применением узлов и агрегатов от практически готового к тому времени шасси ЗИЛ-135Л, рама которого была дополнительно усилена. Автомобиль для лучшей заметности окрашивался в красный цвет. Именно на этой машине впервые снаружи на бортах кузова появилось изображение "бегущего лося", которое впоследствии станет графическим символом СКБ.
ЗИЛ-Э167 — трехосный 360-сильный вездеход с
равномерно разнесенными мостами разрабатывался по заказу Министерства
газовой промышленности СССР, и только заинтересованность в нем
Министерства обороны позволяет теоретически отнести его к военной
продукции. С другой стороны, родственность опытной 5-тонной машины
ЗИЛ-Э167 с военными разработками СКБ определяли еще два обстоятельства:
ее собрали на четырехосном армейском шасси ЗИЛ-135Л с переделанной
рамой, от которого также были использованы уже проверенные агрегаты
силового привода и ходовой части. Единственный макетный образец Э167
построили в последний день 1962 года, и в январе следующего он
поступил на испытания, продолжавшиеся до марта 1965 года.
В задней части этой уникальной машины параллельно
были установлены два двигателя ЗИЛ-375 мощностью по 180 л.с., работавшие
с двумя автоматическими трансмиссиями от ЗИЛ-135Л и бортовыми передачами.
Автомобиль был оборудован крайними управляемыми колесами на рычажно-торсионной
подвеске, системой регулирования давления в шинах, 10-тонной
лебедкой от машины ЗИЛ-134, экранированным 12-вольтным электрооборудованием,
шинами 21,00 — 28 диаметром 1,8 м от одноосного тягача МАЗ-529Е и
двумя топливными баками на 900 л бензина.
По требованиям заказчика он получил 10-местный грузопассажирский кузов из стеклопластика с 4-местной кабиной. За три года испытаний с пробегом более 20 тыс. км он на деле доказал свою высокую проходимость, превышавшую все виды советской колесной автотехники и не уступавшую гусеничным машинам. Уникальный вездеход длиной 9,4 м. и полной массой 17 тонн развивал скорость на шоссе 75 км/ч, преодолевал продольный подъем крутизной до 42o и форсировал брод глубиной 1,8 метра. Изучив эти результаты, Министерство обороны планировало заказать две машины для своих целей, но построить второй образец и тем более развернуть выпуск столь сложной и дорогой машины не удалось.
фотография ЗИЛ-Э167
Двигатель ЗИЛ-375
Двигатель ЗИЛ-375, V-образный, четырехтактный, карбюраторный, верхнеклапанный. Блок цилиндров — чугунный с легкосъемными вставными мокрыми гильзами и резиновыми кольцами. Гильза с кислотоупорной вставкой в верхней части. Головки блока цилиндров — две алюминиевые со вставными седлами и направляющими клапанов. Поршни — алюминиевые. Поршневые кольца — три компрессионных чугунных (два верхних — хромированные) и одно маслосъемное стальное, составное. Поршневые пальцы — стальные, плавающие, пустотелые. Шатуны — стальные, двутаврового сечения, со смазкой поршневого пальца разбрызгиванием; верхняя головка имеет бронзовую втулку. Подшипники шатунные тонкостенные, взаимозаменяемые, сталеалюминиевые (основа — сталь 08кп, антифрикционный сплав — АМО-1-20). Коленчатый вал-Стальной, кованый, пятиопорный. Подшипники коренные — тонкостенные, взаимозаменяемые, сталеалюминиевые (основа — сталь 08кп, антифрикционный сплав — АМО-1-20). Маховик — чугунный со стальным зубчатым кольцом. Распределительный вал-Стальной, кованый, пятиопорный. Привод распределительного вала-пара косозубых шестерен. Клапаны — верхние, расположены в головках блока цилиндров в общий ряд наклонно к оси цилиндров; приводятся в движение от распределительного вала с помощью толкателей, штанг и коромысел. Выпускные клапаны пустотелые, охлаждаемые, с жаропрочной наплавкой, имеют механизм шарикового типа для принудительного проворачивания клапана во время работы.