ЗИЛ-132П
ЗИЛ-132П опытный плавающий 1969 г.
фотография ЗИЛ-132П
Для поиска и доставки возвращаемых космических аппаратов и их
экипажей служили ПЭУ (поисково-эвакуационные установки). В
середине 60-х СКБ получило заказ на проектирование и производство
таких специфических автомобилей. Именно тогда и подняли
документацию по трехосному ЗИЛ-132.
Технически под требования заказчика из семейства -132-х подходил
плавающий грузовик ЗИЛ-132П.
ЗИЛ-132П — опытный образец
перспективного 4-тонного плавающего армейского автомобиля, созданный
в инициативном порядке на базе поисковой машины ПЭУ-1 как развитие
общей концепции «равнорасположенного» 132-го семейства. Произведен
в начале августа 1969 года. Устанавливался двигатель ЗИЛ-375
мощностью 180 л.с. и бортовой трансмиссией, механической коробкой
передач от автобуса ЗИЛ-158, оригинальную двухступенчатую раздаточную,
торсионную подвеску крайних мостов, сварную раму, бортовой кузов из
алюминиевого сплава и стеклопластиковые водоизмещающий корпус и
кабину от модели 135Л. Для прохождения особо сложных участков
местности в кузове впервые устанавливали авиационный турбореактивный
двигатель, обеспечивавший дополнительную силу тяги.
Двигатель ЗИЛ-375
Двигатель ЗИЛ-375, V-образный, четырехтактный, карбюраторный, верхнеклапанный. Блок цилиндров — чугунный с легкосъемными вставными мокрыми гильзами и резиновыми кольцами. Гильза с кислотоупорной вставкой в верхней части. Головки блока цилиндров — две алюминиевые со вставными седлами и направляющими клапанов. Поршни — алюминиевые. Поршневые кольца — три компрессионных чугунных (два верхних — хромированные) и одно маслосъемное стальное, составное. Поршневые пальцы — стальные, плавающие, пустотелые. Шатуны — стальные, двутаврового сечения, со смазкой поршневого пальца разбрызгиванием; верхняя головка имеет бронзовую втулку. Подшипники шатунные тонкостенные, взаимозаменяемые, сталеалюминиевые (основа — сталь 08кп, антифрикционный сплав — АМО-1-20). Коленчатый вал-стальной, кованый, пятиопорный. Подшипники коренные — тонкостенные, взаимозаменяемые, сталеалюминиевые (основа — сталь 08кп, антифрикционный сплав — АМО-1-20). Маховик — чугунный со стальным зубчатым кольцом. Распределительный вал-Стальной, кованый, пятиопорный. Привод распределительного вала-пара косозубых шестерен. Клапаны — верхние, расположены в головках блока цилиндров в общий ряд наклонно к оси цилиндров; приводятся в движение от распределительного вала с помощью толкателей, штанг и коромысел. Выпускные клапаны пустотелые, охлаждаемые, с жаропрочной наплавкой, имеют механизм шарикового типа для принудительного проворачивания клапана во время работы.