ЗИС-128
ЗИС-128 советский опытный грузовик 6х6.
фото ЗИС-128 вариант опытного грузовика
ЗИЛ-128 — грузовой экспериментальный полноприводный советский автомобиль повышенной проходимости, разработанный на автозаводе имени Сталина в 1954 году. По сути, ЗиС-128 являлся не промежуточной моделью, а самостоятельной разработкой, в которой было применено довольно много нового, особенно для тех лет.
Автомобиль первоначально носил индекс ЗиС-Э128В, но затем (еще до изготовления) была переименована в ЗиС-128 (ЗиС-Э128). На грузовике были применены межосевые и межтележечные дифференциалы, крупноразмерные шины с регуляцией давления, КПП и раздатка новой конструкции. Артиллерийский тягач ЗИС-128 отличался установкой централизованной системы подкачки шин с внешней подводкой к колесам от амфибии ЗИС-485 БАВ, бортовой платформой с пониженным уровнем установки (для снижения центра тяжести и удобства погрузки снарядов к пушкам и гаубицам).
фото ЗИС-128 вариант опытного грузовика
Относительно количества построенных автомобилей точных сведений не имеется, источники говорят о трех машинах, созданных в период с 1954 по 1955 год. ЗиС-128 участвовали в масштабных испытаниях, проходивших в сложных дорожных условиях. Любопытно, что ЗиС-128 был оборудован воздухозаборной трубой, что позволяло пересекать броды глубиной более метра без вреда для двигателя. Электрооборудование автомашины было экранировано и герметизировано.
Были версии ЗиС-128 с различными оперениями кабины: на фото, которое представлено ниже, ЗиС-128 с кабиной, которая имела брезентовый верх (в данном варианте он откинут). Если машин действительно было всего три, то получается, что ЗиС-128 с брезентовым верхом было как минимум два, поскольку точно известно, что существовала бортовая модель с обычным оперением кабины и модель с тентованным кузовом и измененным оперением. Третья модель — борт обычным (первоначальным) вариантом оперения.
фото ЗИС-128А вариант опытного грузовика
Варианты кабин, которые позже устанавливались на ЗиС-157. По-крайней мере, они очень похожи, рассмотреть же какие-то мелкие подробности невозможно, поскольку качественных фотографий не найти, а в музеях этих машин нет.
На опытных образцах ЗиС-128 была установлена малая лебедка ЗиС-Э123, грузовики были оснащены верхнеклапанным (более современным) двигателем ЗиС-485 мощностью 110 л. с. Ни один из автомобилей, по всей видимости, до нашего времени не сохранился.
Кабина ЗИС-128 по требованию военных получила мягкий верх для лучшей маскировки на местности. Для лучшей бродоходимости машину оснастили герметезированным и экранированнымэлектрооборудованием, а воздухозаборник системы питания двигателя и выхлопную трубу вывели как можно выше.
ЗиС-128 не предназначался для серийного производства, и поэтому массово не выпускались. Однако разработки, примененные в ЗиС-128, и данные проведенных на этих автомашинах испытаний, послужили основой для создания более современной модели грузового автомобиля ЗИЛ-131, а некоторые использовались в разработке бронемашины БТР-152.