ГАЗ-65 полугусеничный автомобиль
1940 г.

ГАЗ-65 — это иллюстрация идеи о создании гусеничного хода, полностью взаимозаменяемого с ведущими колесами серийного грузовика. Считается, что идею применения такого комплекта выдвинул в сентябре 1939 года Н.С. Хрущев — он возглавлял тогда Компартию Украины и выезжал в действующую армию во время присоединения к Украине восточной части Польши. Армейские грузовики в дождливую погоду, которая стояла в тех местах, вязли на раскисших грунтовых дорогах. Поручение Хрущева было быстро реализовано и появились полугусеничные ГАЗ-65.

фото ГАЗ-65

фотография ГАЗ-65 полугусеничный

Идея, положенная в основу конструкции ГАЗ 65, была следующей: набор катков, роликов и их осей крепился к раме. Между сдвоенными задними колесами (они играли роль главного опорного катка) фиксированно устанавливалась цепная шестерня, от которой цепью вращение передавалось подвешенной сзади под рамой ведущей звездочке. Она, в свою очередь, цепочным зацеплением соединялась с мелкозвенчатой металлической гусеницей. На бездорожье применялся гусеничный ход, а по дороге автомобиль передвигался на колесах — гусеница снималась и каретка гусеничного хода фиксировалась в поднятом положении. Примечательно, что на практике проходимость этого автомобиля по сравнению с базовой моделью практически не изменилась.
фото ГАЗ-65

фотография ГАЗ-65 полугусеничный

Конструкция оказалась неудачной и к ней уже не возвращались. Опыт проектирования, испытаний и эксплуатации таких автомобилей показал, что создание полугусеничников на базе стандартных автомобилей приводило к чрезвычайно низкой их долговечности, так как при установке гусеничного хода все остальные агрегаты оставались неизменными, и из-за увеличения несущей способности движителя они работали с большими перегрузками. Частые поломки и отказы конструкции были типичны для эксплуатации полугусеничных автомобилей.

фото ГАЗ-65

фотография ГАЗ-65 полугусеничный

Из 1754 построенных в 1940 году автомобилей 8 машин согласился принять военпред АБТУ РККА, 24 экземпляра забрали военные строители, 10 штук досталось Главспецгидрострою НКВД, остальные машины основной заказчик забраковал "как совершенно непригодные к эксплуатации". Оставшиеся машины были разукомплектованы и поставлены в армию как обычные ГАЗ ММ.

фото ГАЗ-65

фотография ГАЗ-65 полугусеничный

фото ГАЗ-65

фотография ГАЗ-65 полугусеничный

фото ГАЗ-65

фотография ГАЗ-65 полугусеничный

фото ГАЗ-65

фотография ГАЗ-65 полугусеничный


аренда автомобиля аэропорт сочи