ГАЗ-3301
армейский вездеход 1982 г.

ГАЗ-3301 — полноприводный армейский внедорожник (4х4). Автомобиль был создан в 1982 году коллективом конструкторов под руководством Шадрина В.Г.

В конце 70-х годов стало понятно, что по некоторым параметрам ГАЗ-66 начал утрачивать свою конкурентоспособность, перестал соответствовать требованиям целого ряда ГОСТов. У военных появились новые системы вооружения, для которых требовалось увеличить грузоподъемность шасси и усилие на крюке, установить ровную, без колесных ниш бортовую платформу, повысить защищенность экипажа. Кроме того, страна взяла курс на дизелизацию грузового автотранспорта. Этим новым требованиям и должен был соответствовать принципиально новый автомобиль ГАЗ-3301. Разработка ГАЗ-3301 предположительно была начата в середине — конце 1970-ых (в различных источниках указывается, что позднее — в 1980 году, но эти данные ошибочны т.к. уже в 1979 был сделан первый опытный образец). Ведущим конструктором был Вячеслав Григорьевич Шадрин, работы велись под общим руководством главного конструктора грузовых автомобилей А.М. Бутусова. Главным конструктором двигателя был Н.Д. Пархоменко, отдел трансмиссий возглавлял Ю.В. Кудрявцев, а за стилистику внедорожника отвечали дизайнеры С.В. Волков и Н.И. Киреев. В 1979 году появился первый опытный образец ГАЗ-3301, тогда на нем ещё была грузовая платформа от ГАЗ-66.

фото ГАЗ-3301

фото ГАЗ-3301 КУНГ

Кабина ГАЗ-3301 получилась в «итальянском стиле», угловатой. Уже на следующих опытных образцах, появившихся в 1982 году (по другим данным на год раньше), она претерпела некоторые изменения. Помимо них в период до 1987 года завод изготовил и испытал три опытных образца второй серии, три принявших участие в государственных испытаниях опытных образца третьей серии, а также еще два опытных образца, после внесения всех необходимых доработок участвовавших в дополнительных контрольных испытаниях. От серии к серии менялись лишь детали. Например, сперва кабина автомобиля была обычной, а потом по требованию военных ее защитили от взрывной волны и огня стрелкового оружия. В специальные рамки были установлены бронестекла толщиной 16 мм.

фото ГАЗ-3301

фото ГАЗ-3301 бортовой тентованный

Больше всего изменений от серии к серии претерпевали шины. Окончательный выбор пал на шины от ЗИЛ-131. В качестве базы для автомобиля ГАЗ-3301 использовали модернизированное полноприводное шасси ГАЗ-66. Для ГАЗ-3301 была спроектирована новая более комфортабельная и эргономичная кабина с рациональными углами наклона панелей. Этим была предусмотрена установка бронелистов для защиты экипажа и выполнен ряд других армейских требований. Для ГАЗ-3301 применили новую (более мощную в сравнении с ГАЗ-66) раму с лонжеронами переменного сечения. Рессоры стали длиннее, вместо резиновой заделки для них использовали пальцевое крепление. Как результат, увеличился ход подвески, улучшилась управляемость и плавность хода. На шасси устанавливали усиленные мосты. Подключение переднего моста, переход на понижающую передачу в раздаточной коробке и включение лебедки осуществлялись с помощью электропневматической системы: в кабине вместо соответствующих рычагов появился тумблер на приборной панели, что кардинально упростило управление автомобилем на бездорожье.

фото ГАЗ-3301

фото ГАЗ-3301 бортовой

В качестве силовой установки автомобиль комплектовали опытным 125-сильным 6-цилиндровым рядным многотопливным дизелем воздушного охлаждения ГАЗ-542, применявшемся также для автомобилей семейства ГАЗ-4301. Объем топливных баков обеспечивал запас хода 1300 км. По сравнению с серийным шестьдесят шестым, значения грузоподъемности и допустимой массы прицепа у ГАЗ-3301 выросли на 500 кг каждое. На ГАЗ-3301 устанавливалась 5-ступенчатая механическая синхронизированная коробка передач с 2-ступенчатой раздаточной коробкой, сблокированной с коробкой отбора мощности к механической лебедке с тяговым усилием до 4500 кг. Вместо прямой передачи в двухступенчатой раздаточной коробке появилась повышающая передача. Для обеспечения надежного пуска силовой установки при низких, вплоть до 50 оС, температурах, дизель ГАЗ-542 имел автономный газо-воздушный предпусковой подогреватель, разогревавшим масло в картере дизеля.

фото ГАЗ-3301

фото ГАЗ-3301 преодоление брода

Несколько опытных образцов ГАЗ-3301 участвовали в двух крупных зимних и двух крупных летних пробегах, пришедшихся на 1984-1986 гг. В первый раз в зимнее время машины перегоняли своим ходом от Сковородино (Амурская область) до города Сусуман (Магаданская область), где работала северная испытательная станция. А второй раз машины прошли от Горького до Магадана и обратно, преодолев в общей сложности более 22 тыс. км по зимним дорогам и бездорожью. Автомобиль прошел полный цикл испытаний. В 1987 году по итогам государственных испытаний ГАЗ-3301, межведомственная комиссия утвердила всю необходимую документацию для подготовки серийного производства ГАЗ-3301. Автомобиль, принимая во внимание его высокие показатели проходимости, мобильности, живучести предназначался также для установки промышленного, сельскохозяйственного, а также и специального оборудования для МЧС и МО. Уже была запущена подготовка к серийному производству и изготовлено два установочных образца, но автомобиль так и не был запущен в серийное производство. На это повлияло то, что новые автомобили были дороже, сложнее в производстве, требовалось оставить производство запчастей для огромного количества выпущенных «шишиг» и уже к тому времени многих военных бескапотная компоновка не устраивала. ГАЗ-3301 остался опытным а ГАЗ-66 продолжали выпускать до 1999 года.
    Армейский автомобиль многоцелевого назначения ГАЗ-3301 успешно прошел приёмочные испытания — но денег на его производство не нашлось. К тому же опыт, полученный в Афганистане, показал преимущество классической компоновки, которая обеспечивала более высокую живучесть и лучшую противоминную защиту. Так и не запущенный в серийное производство, ГАЗ-3301 был снят с вооружения Постановлением Правительства РФ №1091 от 11 сентября 1998 года в «связи с прекращением производства и отсутствием на вооружении и хранении Вооруженных Сил», а на смену ГАЗ-66 пришёл ГАЗ-3308 «Садко», имеющий «капотную» компоновку.

фото ГАЗ-3301

фото ГАЗ-3301

фото ГАЗ-3301

фото интерьер ГАЗ-3301

здесь