Старт — советский микроавтобус
1964-1970 гг.

фото Старт микроавтобус

фотография Старт микроавтобус

История «Старта» начинается с появления в автотранспортном управлении Луганского совнархоза нового начальника А. С. Антонова. Регион был крупным химическим центром, и Антонов предложил Северодонецкой автобазе создать прицеп-дачу из стеклопластика. Прицеп оказался настолько удачным, что у его создателей возникло желание сделать автомобиль.

В 1962 двое выпускников ХАДИ Балясный и Крутенко работая на Северодонецкой ремонтной базе в г. Луганске вышли с предложением к руководству о создании стеклопластикового автомобиля. Дизайном кузова занимался художник-конструктор Юрий Андрос.
Презентация первого микроавтобуса произошла в декабре 1963 года. Первый образец «Старта» имел компоновку туристического автобуса — два продольных дивана по бокам и один поперечный в конце салона, умывальник в багажнике. Последующие имели раздельные сиденья и перегородку между водительским и пассажирским отделениями.
    По заспоряжению партийного руководства САБР был обеспечен 50 комплектами узлов от Волги, агрегатами и деталями агрегатами и деталями необходимыми для организации мелкосерийного производства.
Уже в сентябре 1964 года в Северодонецке приступили к созданию промышленной партии с использованием горьковских машинокомплектов. Внешний вид был выполнен в плавниковом стиле («крылатом» американском стиле). Микроавтобус имел выступающий багажник седанного типа. Руль и приборая доска заимствованы у ГАЗ 21.

фото салон Старт микроавтобус

фотография салон микроавтобуса Старт

В начале осени 1965 года два Старта с заводскими номерами 27 и 37 прибыли в лабораторию испытаний автобусов при отделе легковых автомобилей и автобусов автополигона НАМИ. Им предстояло пройти обкатку и комплекс лабораторно- дорожных исследований на полигоне, а также поработать маршрутными такси в Москве. По результатам испытаний выяснилось, что с государственной точки зрения никаких преимуществ перед обычным РАФиком Рижской автофабрики революционный Старт не имел. Главным эксплуатационным недостатком Старта оказался высокий расход топлива в среднем на 10% выше, чем у РАФа. Дело в том, что, причудливая конфигурация кузова, которую Андрос считал обтекаемой, не только не обеспечивала хорошей аэродинамики. Наоборот, пресловутые плавники создавали дополнительное сопротивление. Кроме того, недостаточно прочными оказались силовые элементы рамы и кузова: так, например, салонные двери Стартов после эксплуатации в качестве маршруток едва не отваливались, а поскольку двигатель Старта был расположен практически в центре салона, доступ к нему затруднен: обслуживать и ремонтировать его было крайне неудобно.

фото Старт микроавтобус

Кадры из фильма "Кавказская пленница" Л.Гайдай

фото Старт микроавтобус

Наибольшая часть машин использовалась как маршрутные такси, однако в числе покупателей был и, к примеру, «Мосфильм», где, по разным сведениям, работало от одного до трех «Стартов». И именно мосфильмовский микроавтобус засветился в фильме Леонида Гайдая «Кавказская пленница».


Ещё один известный "Старт" был подарен работниками САРБ первому секретарю ЦК КП Украины П.Е.Шелесту. Этот автомобиль интересен тем, что в нём была вмонтированная автономная системаспецсвязи КГБ. Ещё несколько микроавтобусов "Старт" работали в Москве в качестве маршрутных такси. В настоящее время сохранилось несколько рабочих экземпляров "Старта". Отпускная цена Старта составляла 9500 рублей, в то время как самая дорогая модификация ГАЗ-21 стоила 8500, а РАФик отпускался госпрдприятиям за 5600 рублей.

фото Старт микроавтобус
фото Старт микроавтобус
фото Старт микроавтобус
фото Старт микроавтобус
фото Старт микроавтобус
фото Старт микроавтобус

Мануалы по самостоятельному ремонту японских автомобилей Honda Civic 6