Старт
Старт — советский микроавтобус
1964-1970 гг.
фотография Старт микроавтобус
История «Старта» начинается с появления в автотранспортном управлении Луганского совнархоза нового начальника А. С. Антонова. Регион был крупным химическим центром, и Антонов предложил Северодонецкой автобазе создать прицеп-дачу из стеклопластика. Прицеп оказался настолько удачным, что у его создателей возникло желание сделать автомобиль.
В 1962 двое выпускников ХАДИ Балясный и Крутенко работая на Северодонецкой
ремонтной базе в г. Луганске вышли с предложением к руководству о создании стеклопластикового автомобиля.
Дизайном кузова занимался художник-конструктор Юрий Андрос.
Презентация первого микроавтобуса произошла в декабре 1963 года. Первый образец «Старта» имел компоновку туристического
автобуса — два продольных дивана по бокам и один поперечный в конце салона, умывальник в багажнике. Последующие
имели раздельные сиденья и перегородку между водительским и пассажирским отделениями.
По заспоряжению партийного руководства САБР был обеспечен 50 комплектами узлов от
Волги, агрегатами и деталями агрегатами и деталями необходимыми для организации мелкосерийного производства.
Уже в сентябре 1964 года в Северодонецке приступили к созданию промышленной партии с использованием горьковских
машинокомплектов. Внешний вид был выполнен в плавниковом стиле («крылатом» американском стиле).
Микроавтобус имел выступающий багажник седанного типа.
Руль и приборая доска заимствованы у ГАЗ 21.
фотография салон микроавтобуса Старт
В начале осени 1965 года два Старта с заводскими номерами 27 и 37 прибыли в лабораторию испытаний автобусов при отделе легковых автомобилей и автобусов автополигона НАМИ. Им предстояло пройти обкатку и комплекс лабораторно- дорожных исследований на полигоне, а также поработать маршрутными такси в Москве. По результатам испытаний выяснилось, что с государственной точки зрения никаких преимуществ перед обычным РАФиком Рижской автофабрики революционный Старт не имел. Главным эксплуатационным недостатком Старта оказался высокий расход топлива в среднем на 10% выше, чем у РАФа. Дело в том, что, причудливая конфигурация кузова, которую Андрос считал обтекаемой, не только не обеспечивала хорошей аэродинамики. Наоборот, пресловутые плавники создавали дополнительное сопротивление. Кроме того, недостаточно прочными оказались силовые элементы рамы и кузова: так, например, салонные двери Стартов после эксплуатации в качестве маршруток едва не отваливались, а поскольку двигатель Старта был расположен практически в центре салона, доступ к нему затруднен: обслуживать и ремонтировать его было крайне неудобно.
Кадры из фильма "Кавказская пленница" Л.Гайдай
Наибольшая часть машин использовалась как маршрутные такси, однако в числе покупателей был и, к примеру, «Мосфильм», где, по разным сведениям, работало от одного до трех «Стартов». И именно мосфильмовский микроавтобус засветился в фильме Леонида Гайдая «Кавказская пленница».
Ещё один известный "Старт" был подарен работниками САРБ первому секретарю ЦК КП Украины П.Е.Шелесту. Этот автомобиль интересен тем, что в нём была вмонтированная автономная системаспецсвязи КГБ. Ещё несколько микроавтобусов "Старт" работали в Москве в качестве маршрутных такси. В настоящее время сохранилось несколько рабочих экземпляров "Старта". Отпускная цена Старта составляла 9500 рублей, в то время как самая дорогая модификация ГАЗ-21 стоила 8500, а РАФик отпускался госпрдприятиям за 5600 рублей.
Мануалы по самостоятельному ремонту японских автомобилей Honda Civic 6. Jetta VA3