РАФ-977
Рижская Автобусная Фабрика
Rigas Autobusu Fabrika
История разработки первого советского микроавтобуса относится
ко второй половине 50-х годов прошлого века. В то время в СССР просто не существовало многих типов полезных
и удобных транспортных средств, которые получили распространение на западе, в том числе и микроавтобусов.
Их роль выполняли дорогие и неудобные легковые автомобили ЗИС-110, использовавшиеся как служебный транспорт,
маршрутные такси, кареты скорой помощи. Громоздкая конструкция, большое потребление топлива, нерациональное
использование полезной площади — все эти недостатки ЗИСов говорили в пользу замены их микроавтобусами.
1949 г. На базе Рижского авторемонтного завода № 2 (РАРЗ) был создан завод автобусных
кузовов, который в 1955г. переименовали в Рижский опытный автобусный завод, а его продукция получила аббревиатуру
РАФ от полного названия завода: Рижская Автобусная Фабрика (латыш.Rigas Autobusu Fabrika, RAF).
РАФ-977 история фотографии характеристики.
Годы выпуска 1959—1976 гг.
фотография РАФ-977
фотография РАФ-977
В 1958 году производство ГАЗ-М20«Победа» было прекращено — на смену ей пришла
«Волга», ГАЗ-21. В связи с этим конструкция микроавтобуса была пересмотрена, и в 1959 году в серийное производство
была запущена уже другая машина на основе агрегатов «ГАЗ-21 Волга», получившая индекс РАФ-977 согласно Единой системы
классификации автотранспортных средств 1945 года. РАФ-977 отличался от РАФ-10 также более узкой одностворчатой
дверью в салон (на РАФ-10 была двухстворчатая дверь) и дизайном передка. Машина получила имя собственное «Латвия».
РАФ-977 представлял собой микроавтобус с несущим кузовом. В его основании лежала полноценная рама,
но она не отделялась от кузова, а была жестко приварена и работала вместе с ним. Кузов был обшит стальными панелями, а
для облегчения крыши средняя ее часть представляла собой панель из алюминия. В кабину вели две двери — со стороны водителя
и пассажира. В салон также вели две двери — по правому борту в базе и в задней панели кузова. Салон в варианте «микроавтобус»
был рассчитан на 10 пассажирских мест.
РАФ-977Д Латвия
Массовое производство новой модели мешало наладить отсутствие конвейера на
Рижской автомобильной фабрике. Осенью 1961 года появился модернизированный РАФ-977Д. Именно эту модификацию и поставили
на новый конвейер, созданный в 1962 году. От РАФ-977 она отличалась гнутым лобовым стеклом, установленным вместо
V-образного, наличием алюминиевых молдингов на бортах вдоль «юбки» и под оконной линией, скрывавших швы между кузовными
панелями. Также на РАФ-977Д появилась «фирменная» узкая решетка радиатора над передним бампером. В середине 60-х РАФ-977Д
претерпел некоторые изменения — исчезли окна в закруглениях кузова в задней части и остекление скатов крыши, изменились
рамки дверей кабины и дверные петли.
В 1967 году была представлена следующая модернизация 977-го РАФика — РАФ-977ДМ,
а в 1969 году она заменила собой на конвейере предыдущую версию. На РАФ-977ДМ пять узких боковых оконных секций уступили
место трем широким со сдвижными стеклами, а дверь салона стала почти в два раза шире.
фотография РАФ-977
фотография РАФ-977
В 1970-ом году произошло событие, предопределившее судьбу 977-ой модели. На Горьковском
автозаводе было завершено производство ГАЗ-21. На смену ему пришла новая «Волга», ГАЗ-24. Агрегаты 21-ой модели продолжали
поступать в Ригу, но в то же время было необходимо приступить к производству микроавтобуса на базе ГАЗ-24. Это стало возможно
с введением в строй нового завода в Елгаве в 1976 году. Одновременно с этим был завершен выпуск микроавтобусов РАФ-977.
Микроавтобус РАФ-977 использовался для работы в качестве служебного автотранспорта, маршрутных такси,
скорой помощи, туристических микроавтобусов. С конца 60-х годов они экспортировались в Болгарию, Венгрию, на Кубу, в Иран,
Нигерию, Финляндию и другие страны.
Преемник РАФ-977 — автомобиль ЕрАЗ-762 Ереванского автомобильного завода. Документация на
производство грузового фургона на базе РАФ-977 была передана в Ереван еще в 60-е годы, поскольку производственных мощностей
самого РАФа не хватало для его выпуска. В дальнейшем под маркой ЕрАЗ-762 выпускались также грузопассажирские автомобили и
даже микроавтобусы, однако в отличие от РАФ-977 в СССР они никогда не использовались в качестве маршрутных такси или машин
скорой помощи. Качество сборки ЕрАЗов было намного хуже, чем их рижских аналогов. Тем не менее, ЕрАЗ-762 продержался на
конвейере вплоть до 1996 года, поэтому до сих пор на улицах наших городов можно встретить немало ереванских автомобилей.
Сам же РАФ-977, внешне практически идентичный ЕрАЗу, стал сейчас настоящей редкостью, ведь его производство прекращено более
30 лет назад. В отличие от своих ровесников, таких как ГАЗ-21 или ЗАЗ-965, заботливо сохраненных многими автолюбителями,
РАФ-977 реализовывался только предприятиям и организациям, где эти машины списывались после 10-15 лет эксплуатации, поэтому
они ушли с наших улиц в конце 80-х — начале 90-х годов.