ЗАЗ-970
ЗАЗ 970 "Целина". История фотографии характеристики.
Годы выпуска 1962 г.
В начале 1960-х, когда Запорожский автомобильный завод еще носил звучное имя «Коммунар», а знаменитый «горбатый» ЗАЗ-965 только прописался на конвейере, дальновидный главный конструктор завода Ю. Сорочкин убедил руководство предприятия в перспективности разработки семейства легких грузовых автомобилей, которых катастрофически не хватало в нашей стране.
Поскольку заручиться поддержкой Совмина «Коммунару» не удалось, а предпочтения по производству и выпуску малотоннажников были отданы Москве и Ульяновску, группа патриотически настроенных заводских инженеров начала разработку легкого грузовичка ЗАЗ-970, так сказать, по зову сердца. И за счет внутренних резервов предприятия. Любопытно, что разработка и постройка машины велись в то же самое время, когда полным ходом шла работа по «официальному» ЗАЗ-966.
Масла в огонь подлил мировой успех немецкого Фольксваген Т1, родственного продукции из Запорожья своей «заднемоторностью». Кстати, один экземпляр гениального «вражьего» микроавтобуса был куплен заводом в качестве «настольной книги» и всесторонне изучен на предмет концептуального заимствования. Первым из «могикан» в 1961 году стал бортовой грузовичок с основополагающим индексом «970».
За характерную форму кабины с укороченным капотом заводские острословы прозвали первенца семейства «точилом». Меньше чем через год первопроходец уступил место модным в то время «бескапотникам».
фотография ЗАЗ-970 "Целина"
Энтузиазм заводчан зашкаливал, поэтому ходовые образцы «пекли, как пирожки». Их делали по сверхнаглядным чертежам в масштабе один к одному, путем изготовления деревянных болванок, по которым выколачивали кузовные панели из стали. С целью добиться приемлемой жесткости кузова толщину необходимого металла для силовой структуры автомобиля мучительно определяли опытным путем. А для кузовного металла в 0,7 миллиметра толщиной сделали персональный заказ на соседней «Запорожстали». Понятно, что обходные и упрощенные технологии не позволяли говорить о «конвейерном» качестве кузова, но в целом оно было приемлемым. Даже понятие дизайн было не чуждо украинским малотоннажникам.
Двигатель ЗАЗ-970
Двигатель 970-го был V-образный 900-кубовый 27-сильный мотор от модернизированного 965-го с индексом «А». Который, кстати, на стадии становления использовался для перспективного «ушастика» ЗАЗ-966. Коробка передач тоже стояла серийная.
фотография ЗАЗ-970 "Целина"
Запорожские грузовички имели с «параллельным» 966-м однотипную независимую подвеску всех колес: спереди торсионную, сзади пружинную. При создании грузового семейства инженеры, что называется, вошли в раж, поэтому в разработке оказались не только заднеприводные машины, но и их двойники с колесной формулой 4х4, имеющие индекс «971». И при этом семейство могло похвастать тремя типами кузова: цельнометаллическим (970Б/971Б), грузопассажирским (970В/971В) и грузовой платформой (970Г/971Г).
Габариты малотоннажника определялись такими цифрами: длина 3400 мм, ширина 1320 мм, высота 1650 мм. Грузоподъемность машин составляла 350 кг. Объем грузового отсека у фургона с двумя членами экипажа равнялся 2,5 куб. м.
Расположенный сзади мотор ограничивал доступ через небольшую заднюю дверь. Поэтому погрузочно-разгрузочные работы преимущественно производились с правой стороны, через двустворчатую дверь шириной целых 94 см. Погрузочная высота заставляла напрягаться при подъеме поклажи, т.к. составляла практически полметра.
фотография ЗАЗ-970 "Целина"
Шестиместный микроавтобус имел складные сиденья второго и третьего рядов. И поэтому отличался повышенной практичностью и универсальностью. С четырьмя пассажирами его грузоподъемность составляла 175 кг. Как и у фургона, у грузопассажирской версии двигатель «присутствовал» в салоне довольно ощутимо, вследствие чего сиденья третьего ряда были раздельными. И размещены на удалении друг от друга, потому что между ними находился сервисный люк для ревизии мотора.
фотография ЗАЗ-970 "Целина"
В отличие от сугубо функционального фургона, в микроавтобусе был предусмотрен вентиляционный люк в крыше. Своеобразные пикапы ЗАЗ-970Г и ЗАЗ-971Г имели открытые грузовые платформы (которые могли снабжаться брезентовым тентом) и предназначались для транспортировки пары человек и 400 кг груза в таре.
Любопытно, что и у этого варианта сбоку были распашные дверцы. Только низкие, высотой с грузовой борт. После всесторонних испытаний на «натуральном полигоне» в окрестностях Запорожья, которые закончились положительными результатами, и доработок у машины появилось немало поклонников. В том числе и среди потенциальных покупателей — директоров различных организаций народного хозяйства.
Маломощный мотор мог разогнать груженую машину всего лишь до 70 км/ч, однако для экспедиторской городской развозки товаров это было вполне приемлемо. К тому же грузовой ЗАЗ мог похвастать скромным аппетитом, порядка 7,5 л.
фотография ЗАЗ-970 "Целина"
В 1962 году появились два полноприводные прототипы ЗАЗ-971Д, имели примитивный кузов с тентованной верхом (типа ЛуАЗ). Крутящий момент к передним колесам передавался приводным валом, который находился в трубе и шліцевою муфтой соединялся с главной передачей передней оси. Благодаря отработанным на 971Д конструктивным решением были созданы полноприводные модификации 970-ого семейства. Они отличались необычайной проходимостью, однако расход топлива достигала 15 л/100 км (при 887 см3 двигателе).
В грузопассажирском ЗАЗ-970В при сложенных двух задних сиденьях можно было перевозить 175 кг груза, а при сложенных двух рядах — 350 кг. Как и у фургона, двигатель «съедал» пространство в салоне, отчего два сиденья третьего ряда располагались на заметном друг от друга расстоянии — между ними располагался люк для доступа к двигателю. В отличие от фургона, в салоне «микроавтобус» был вентиляционный люк на крыше, и только одна дверь для пассажиров.
Пикап ЗАЗ-970Г грузоподъемностью 400 кг имел открытую платформу (1240×1400 мм, или учитывая место над двигателем — 1820×1400 мм), с левой стороны у которой были двустворчатые двери шириной 940 мм. Погрузочная высота платформы, как и у фургона — 500 мм. На ниши, под которой располагался двигатель, имелся люк для его обслуживания.
Несколько автомобилей были рекрутированы на предприятия Москвы, где также получили благоприятные отзывы. Лишь специфическая схема размещения двигателя, со всеми вытекающими отсюда последствиями, смущала заказчиков. С этой мелочью народ готов был мириться, но…завод не мог освоить выпуск двух моделей одновременно. Предпочтения отдали плановому 966-му, а «внебрачный» проект 970 был закрыт.