ВАЗ-2122 "Река"

История фотографии характеристики.
Годы выпуска 1976—1987 гг.

фото ВАЗ-2122 Река

фотография ВАЗ-2122 Река

Разработка ВАЗ 2122 "Река" автомобиля-амфибии началась инженерами ВАЗа в 1974 году. Использовалась агрегатная база от ВАЗ 2121 НИВА. Первые образцы имели двигатель 1.3L от ВАЗ 21011. Кузов был герметичен, для откачки воды — стояли насосы. Вместо жесткого верха, был — тент.
    Главный конструктор В.С.Соловьёв. В Центре стиля ВАЗа были сделаны два варианта деревянного макета в масштабе 1:5. Автором обоих вариантов был молодой дизайнер А.Д. Еремеев. Работы по кузову велись Л.Мурашовым, В.Витвинским, И.Новиковым. Графический проект панели приборов был разработан В.Орлецом — характерной ее особенностью было "цельнометаллическое исполнение. Работами по этой машине, как и по гражданской "Ниве", руководил П.Прусов.

ТТЗ ВАЗ-2122 "Плавающая Нива"

Корпус, в соответствии с ТТЗ, водоизмещающий, двухдверный, открытый, с мягким съёмным верхом и съемными рамками дверей. Ветровое стекло — плоское, откидывающееся вперёд. Наружные панели выполнены максимально простыми и плоскими. Бампера также были выполнены плоскими, что позволяло осуществлять эвакуацию застрявшего автомобиля методом толкания бампер в бампер. Также сзади было установлено стандартное буксирное устройство от УАЗа, позволявшее буксировать легкие прицепы.

фото ВАЗ-2122 Река

фотография ВАЗ-2122 Река

фото ВАЗ-2122 Река

фотография ВАЗ-2122 Река

Амфибия получила заводской индекс ВАЗ 2122. Летом 1976 года были изготовлены два первых опытных образца амфибии, получившие обозначение ВАЗ-Э2122. Испытания автомобиля на воде показали, что наибольшую скорость на плаву 4,3 км/ч автомобиль достигает на третьей передаче при 4000 об/мин, развивая при этом тяговое усилие на швартовых 60 кгс. Очень высоким оказался и уровень проходимости. Сравнительно лёгкая машина на больших и широких шинах, с достаточно мощным 1,6-литровым двигателем ни в чём и нигде не уступала УАЗ-469Б.

Вариант 2Э2122

1978 год показал результаты тщательной работы над проектом. Вновь было выпущено два опытных образца, которые внешне остались практически неизменными. Главной особенностью стали зеркала заднего вида, позаимствованные у КамАЗа. Начавшиеся в 1979 году испытания, к сожалению, показали, что проблема перегрева агрегатов осталась на прежнем уровне.

Вариант 3Э2122

Перед выпуском третьего образца были проведены глобальные изменения, благодаря которым автомобиль ВАЗ-2122 получил право на дальнейшую разработку. Переделки были призваны на повышение стабильности всей конструкции вездехода-амфибии. В 1982 году вышли первые опытные образцы, которые были меньше предыдущих в размерах.
    Задний свес уменьшили на 100 мм. По факту, габариты стали сравнимы с ВАЗ-2121 «Нива», да и шины установили от «бессмертного символа российского автопрома». Главную пару также изменили, придав ей передаточное число, равное 4.44. Кроме того, с заказчиком было согласовано снижение полезной нагрузки до 360 кг с 400 кг, а общий объем топливных баков уменьшили до 80 литров вместо предыдущих 120. Эффективным оказалось и уменьшение толщины и высоты металла, из которого был изготовлен бампер.

Третья модификация получилась как нельзя более удачной. Согласованная с заказчиком замена двигателя на менее мощный (ВАЗ-21011), объемом 1,3 литра, позволила добиться большей надежности агрегата. Передний редуктор оказался вынесенным за пределы основного корпуса, который по-прежнему был максимально герметичным. А благодаря увеличению радиатора охлаждения и добавлению второго вентилятора повысился показатель остывания раздаточной коробки.
    Все эти нововведения помогли справиться с предшествующими недостатками, и на испытаниях автомобиль ВАЗ-2122, технические характеристики которого на тот момент превосходили все ожидания, показал себя превосходно.
    Проходимость на суше и воде у него не ухудшилась, даже несмотря на уменьшение объема двигателя и меньший диаметр колес. Полная программа испытаний была проведена на территории пустынь в Туркмении и перевалов в Памире. И все это вездеход выдержал на отлично.

Серия-400

В 1983 году на базе третьего поколения серии 2122 были созданы три образца с присвоенными им номерами ПТ-401, 402 и 403, соответственно. Их подготовили специально для испытаний на государственном уровне.
    Более чем за полгода всевозможных проверок образцы прошли расстояние, равное 30 000 км, находясь на плаву более 50 часов. По окончании госкомиссия заключила, что автомобиль ВАЗ-2122 (плавающая «Нива») проходит проверку по основным требованиям, а также удовлетворяет требования государственных и отраслевых стандартов, ТТЗ и другой НТД.
    Кроме того, присутствовала фраза, согласно которой, джип был рекомендован к серийному производству и принятию на вооружение. Необходимо было исправить лишь недостаточную надежность тормозов в условиях высокогорий, так как на относительно больших высотах (4000 м над уровнем моря и более) тормозная жидкость закипала в связи с низким давлением.

Серия-500 и Серия-600

1985 год был ознаменован выходом 5-го поколения образцов для испытаний. Были учтены все замечания к 4-й серии, а свет увидели еще 10 экземпляров ВАЗ-2122, технические характеристики которых стало возможным реализовать в любых погодных и природных условиях.
    В итоге, только положительные отзывы военных, вкупе с большим интересом охотников и рыболовов к данному чуду инженерной техники вселяли надежду на серийное производство модели. Полная программа испытаний побудила государственную комиссию снова рекомендовать вездеход-амфибию к массовому производству в 1986 году. А 1987 г. был ознаменован выходом трех экземпляров шестой серии, в которых были реализованы некоторые нововведения от инженеров завода.

фото ВАЗ-2122 Река

фотография ВАЗ-2122 Река на воде


фото ВАЗ-2122 Река

фотография ВАЗ-2122 Река


фото ВАЗ-2122 Река

фотография ВАЗ-2122 Река в песках


фото ВАЗ-2122 Река

фотография ВАЗ-2122 Река в песках

Хорошие результаты показывали и водные испытания. Вращающиеся в воде колеса создавали тягу 60 кГс. При оборотах двигателя около 4000 об/мин машина могла плыть со скоростью 4,3 км/ч. Радиус циркуляции, т.е. радиус разворота на воде удивил тем, что был таким же, как и на суше. Военным понравилась машина и они настояли на изготовлении еще двух таких же образцов, но уже для совместных испытаний.