Опытный СССР ИМЗ-НАМИ-А50 "Белка"
(1955-1956 гг.)

фото ИМЗ-НАМИ-А50 Белка

фотография ИМЗ-НАМИ-А50 Белка

Экспериментальный малогабаритный советский автомобиль, разработанный в НАМИ совместно с Ирбитским мотоциклетным заводом. Ведущим разработчиком автомобиля стал инженер Ю. Долматовский, активно продвигал идею однообъемного компактного кузова. Сочетание расположенного сзади оппозитного двигателя (на базе мотоциклетного М-72) с воздушным охлаждением, компоновка вагонная, независимая пружинная подвеска, шин малого диаметра. Это позволило при малой длине разместитьчетыре места для пассажиров. Откидывающаяся вперед торцовая дверь служила для доступа к переднему сиденью, а к заднему — боковая дверь только с правой стороны. НАМИ-050 "Белка" 1955—1956 гг. Выпущено 5 образцов. Существовали образцы "Белки" как с закрытым, так и с открытым кузовами.

фото ИМЗ-НАМИ-А50 Белка

фотография ИМЗ-НАМИ-А50 Белка

Идея создания недорогого компактного автомобиля, который можно было бы производить на Ирбитском мотоциклетном заводе, принадлежала заместителю главного конструктора этого предприятия Ф. А. Реппиху. Его поддержало руководство НАМИ, и в 1955-м проектом компактного автомобиля вагонной компоновки стали заниматься В. А. Арямов, Ю. А. Долматовский, К. В. Зейванг, К. В. Корзинкин, А. Е. Оксентьевич. Работами руководил главный конструктор по легковым автомобилям НАМИ Б. М. Фиттерман. Первый, созданный всего за полгода прототип, кузов которого делали в Ирбите, привезли в Москву в середине ноября 1955-го. Машину назвали "Белка", поскольку Ирбит еще до революции славился пушными ярмарками. Концепцию автомобиля конструкторы НАМИ определяли формулой 5x5: 5 мест 500 кг сухой массы, объем двигателя — 0,5 л, расход топлива — 5 л/100 км, запас хода на баке топлива — 500 км.

фото ИМЗ-НАМИ-А50 Белка

фотография ИМЗ-НАМИ-А50 Белка

"Белку" отличала очень оригинальная конструкция: вагонная компоновка с посадкой на переднее сиденье через открывающуюся переднюю стенку (аналогичная конструкция была у немецких "БМВ-Изетта", БМВ-600 и "Цюндапп-Янус"(Zundapp Janus)), полностью независимые подвески, разборные колесные диски, тормоза мотоциклетного типа, но с гидроприводом. Автомобиль планировали выпускать в Ирбите, о чем неоднократно сообщали в прессе. Помимо закрытого кузова сделали так называемый сельскохозяйственный вариант без дверей и с тентом. Два поздних образца "Белки" имели панели кузова из стеклопластика, работу с которым в то время осваивали в НАМИ. Машины показывали на самом высоком правительственном уровне, в начале 1957-го вопрос о ее производстве рассматривал Совет Министров СССР, но выпуск так и не начали. Основной причиной был выбор — Fiat-600, который лег в основу будущего ЗАЗ-965.

ИМЗ-НАМИ-А50 "Белка" фотографии

фото ИМЗ-НАМИ-А50 Белка

фотография ИМЗ-НАМИ-А50 Белка


фото ИМЗ-НАМИ-А50 Белка

фотография ИМЗ-НАМИ-А50 Белка


фото ИМЗ-НАМИ-А50 Белка

фотография ИМЗ-НАМИ-А50 Белка