Электрокэб Романова
Первый русский электромобиль 1899г.
Особенностью двухместного электромобиля Романова были аккумуляторы. Они были значительно легче аналогов, что позволило добиться веса всего электромобиля в 720 кг (из них — 350 кг весили аккумуляторы). Своей малой массой электромобили Романова также обязаны и специальному легкому листовому материалу для панелей кузова. Его получали путем спрессовки холста и древесины, пропитанных органическими клеями. Такой материал мы сегодня назвали бы слоистым деревопластиком. Популярный в те времена французский автомобиль на электрической тяге марки “Жанто” весил 1440 кг (аккумуляторы — 410 кг).
фотография Электрокэб Романова
Аккумуляторы конструкции Романова имели более тонкие пластины, чем большинство тогдашних батарей, и располагались не вертикально, а горизонтально. Масса решеток, составлявших основу этих пластин, равнялась 30% от общей массы, в то время как у аккумуляторов других конструкций этот показатель достигал 66%. Отсек для батарей располагался за салоном. Именно над ним располагался водитель. Сбоку ящика с аккумуляторами находились две ступеньки, по которым водитель поднимался к посту управления. От аккумулятора электричество поступало на два независимых двигателя. Они располагались под полом салона и по цепной передаче раскручивали ведущие колеса. Двигатели для своего электромобиля изобрел сам Романов. Они развивали мощность 4,4 кВт при 1800 об/мин., что эквивалентно 6 л.с.. Интересно, что в машинах Романова применялся так называемый принцип раздельного привода, то есть каждое ведущее колесо вращалось от своего электродвигателя.
Для замедления и остановки экипажа служили электрический рекуперационный и механический тормоза.
Регулирование скорости движения в диапазоне от 1,5 до 38 км/ч осуществлялось 9-ступенчатым реостатом-контроллером.
Плавный ход двухместного электромобиля Романова обеспечивался за счет оригинальной подвески.
Передние колеса крепились к раме пружинами. На каждое колесо приходилось по четыре упругих элемента. Все колеса —
тележного типа, деревянные, со сплошными резиновыми шинами и бронзовыми втулками.
Передние колеса — ведущие, задние — управляемые, аккумулятор и водитель (стоя) размещались
позади салона — своего рода "перевернутая" схема традиционного автомобиля тогда была не редкость. Ее можно было
встретить, в частности, на американских электромобилях "Илектрик кэрридж" и "Моррис-Сэлом" середины 90-х гг. При
этом надо иметь в виду, что на довольно распространенных тогда конных наемных экипажах-кэбах, возница тоже сидел
позади салона и выше его, благодаря чему имел прекрасную обзорность.
Электрокэб Романова технические характеристики | |
Выпуск: | 1899 г. |
Кузов: | прессованный холст с древесиной |
Ведущие колёса | передние |
Управляемые колёса | задние |
Колёсная формула | 4 х 2 |
Число мест | 2 + "водитель" |
Длина/ширина/высота | 3270 / 1700 / 2420 мм. |
Колёсная база | 1570 мм. |
Двигатель | 2 электродвигателя |
Мощность 2-х двигателей | 12 л.с. / 9 кВт при 1800 об/мин. |
Число ступеней регулирования скорости электродвигателей | 9 |
Максимальная скорость | 39 км/ч. |
Масса | 720 кг. |