Автомобиль Яковлева и Фрезе
1896 год

Первый русский автомобиль
История создания первого русского автомобиля берет свое начало со знакомства Евгения Александровича Яковлева с Петром Александровичем Фрезе на всемирной выставке в Чикаго в 1893 году. Яковлев был владельцем и основателем "Первого русского завода керосиновых и газовых двигателей Е. А. Яковлева", Фрезе же был владельцем Акционерного общества постройки экипажей «Фрезе и К».
фото автомобиль Яковлева и Фрезе 1896 год.
В 1895 году началась работа над созданием одномоторной двухместной коляски с двигателем внутреннего сгорания. Кузов, ходовая часть и колеса изготавливались на фабрике экипажей Фрезе, в то время как завод Яковлева работал над созданием двигателя и трансмиссии.
Впервые автомобиль был представлен широкой публике в 1986 году на Нижегородской промышленно-
художественной выставке. Автомобиль имел деревянные колеса, так как предполагалось, что эксплуатироваться данная
конструкция будет по улицам, мощеным булыжником, и соответственно требовалась довольно жесткая конструкция колеса.
Автомобиль внешне был, практически не отличим, от конного экипажа. Компоновка машины была заднемоторной, двигатель
находился сзади экипажа. В конструкции использовался одноцилиндровый четырехтактный двигатель с водяным охлаждением.
Машина развивала скорость до 21 километра в час при весе в 300 кг.
Для передачи крутящего момента на ведущие колеса служили две цепи. Их связывал промежуточный
вал с закрепленными на нем шкивами. Но вал этот был сделан разрезным и его полувалы связывал дифференциал. Максимальная
скорость первого русского автомобиля составляла 20 верст в час. Рациональное сочетание собственных и заимствованных
технических решений говорит о творческом подходе Е.А. Яковлева и П.А. Фрезе к созданию своего "безлошадного экипажа".
При этом следует отметить, что появление в Петербурге первого автомобиля "Бенц" (четырехместного модели "Виктория")
не могло ничего добавить к тем знаниям, которыми располагали изобретатели после посещения чикагской выставки в 1893 г.
К сожалению, судьба первого русского автомобиля, оказалась неудачной. Император Николай II, на нижегородской выставке не уделил должного внимания автомобилю Яковлева и Фрезе. Тем не менее, считается, что машина все-таки выпускалась серийно, несмотря на то, что не заслужила признания императора.
| Автомобиль Яковлева и Фрезе технические характеристики | |
| Выпуск: | 1896 г. |
| Кузов | открытый, с тентом |
| Ведущие колёса | задние |
| Управляемые колёса | передние |
| Колёсная формула | 4 х 2 |
| Число мест | 2 |
| Длина/ширина/высота | 3200 / 1530 / 1440 мм. |
| Колёсная база | 1370 мм. |
| Двигатель четырехтактный | внутреннего сгорания |
| Число цилиндров | 1 |
| Мощность 2-х двигателей | 2 л.с. / 1,5 кВт при 500 об/мин. |
| Рабочий объём | 1000 см3 |
| Число передач | 2 |
| Главная передача | цепная |
| Максимальная скорость | 21 км/ч. |
| Трансмиссия | ременная |
| Снаряженная масса | 300 кг. |
| Диаметр шин передних/задних | 780 / 836 мм. |