Эстония-21 характеристики фотографии
1985-1991 гг.

фото Эстония-21

фотография гоночный Эстония-21

Первый в социалистических странах гоночный автомобиль, использовавший "эффект земли" для создания прижимающей силы (вопрос о приоритете МАДИ-052 в этой области пока остается открытым). В различных источниках встречаются также обозначения "-20М" и "-20X" ("икс"). Конструктор — Р. Сарап — при проектировании взял за образец "Lotus-81", чертежами которого, по всей видимости, располагал. Основу конструкции составляла пространственная рама из труб диаметром 32 мм c дополнительной рамой из труб диаметром 22 мм сзади, на которой укреплены двигатель и трансмиссия. Стеклопластиковые кузовные панели были выклеены вручную и имели достаточно большую массу. Тормоза всех колес — дисковые, сзади вынесенные к главной передаче. Упругие элементы подвески передних колес размещены внутри носового обтекателя, а задних — вынесены к главной передаче. В боковых понтонах позади радиаторов размещались профили в форме перевернутого крыла, при протекании воздуха под которыми создавалось разрежение, прижимавшее автомобиль к дороге. Боковины имели снизу уплотнители в виде эластичных шторок (они были установлены позднее, так как ранее не был ясен вопрос о допустимости применения этих запрещенных ФИА в 1981 г. элементов в национальных формулах). Автомобиль строился для участия в гонках формулы "Восток" и имел поэтому двигатель ВАЗ-21011 (1294 см3) с минимальными изменениями. Коробка передач и главная передача базировались на деталях ЗАЗ-968; была предусмотрена возможность быстрой смены шестерен для подбора наилучшей комбинации передаточных чисел при настройке под конкретную трассу.

Фотографии гоночного "Эстония-21"

фото Эстония-21

фото Эстония-21


фото Эстония-21

фото Эстония-21


фото Эстония-21

фото Эстония-21


Работа над проектом была начата в 1980 г., а постройка автомобиля была завершена летом того же года. На "Эстонии-21" выступал сам Сарап, в 1982 г. завоевавший бронзовую медаль чемпионата СССР. Конструкция автомобиля оставалась практически неизменной, за исключением смены задних антикрыльев в поисках оптимального решения.
    В 1983 году на ТАРК была создана "Эстония-21М". Основные изменения были сделаны в конструкции шасси (надо было снизить вес) — масса уменьшилась на 70 кг. Старый двигатель ВАЗ-21011 заменён двигателем ВАЗ-2106 (стало 120 л.с.). Две победы на этапах Чемпионата СССР доказали удачность "Эстонии-21", но в июне водитель Т. Напа потерпел аварию, и в сезоне 1983 года Эстония-21М больше не участвовала.
    В 1984 году в соревнованиях участвовали три "Эстонии-21", две из которых в формуле 3 (с двигателем ВАЗ-2106), и одна в формуле "Восток" (с двигателем ВАЗ-21011). Все три автомобиля стали медалистами  — золотая медаль у Напа, серебряная медаль у Асмер и бронзовая медаль у Соотс.

Потом была создана "Эстония-21.10", она отличалась незначительными улучшениями. Гоночные машины "Эстония-21" и в 1990-х годах участвовали в гонках чемпионата Украины, Эстонии и России. Всего было собрано 295 автомобилей "Эстония-21", "-21М" и "-21.10".
    Наиболее радикальная модернизация была предпринята в 1985 г. — установка двигателя ВАЗ-2106 для участия в гонках формулы 3 (в таблице приведены технические характеристики только варианта формулы "Восток"). После окончания сезона 1985 г. автомобиль в гонках не участвовал и в 1986 г. был продан в Украинскую ССР, предположительно в Харьков.
    Построенная в единственном экземпляре "Эстония-21" послужила прототипом для моделей "-21М" и "-21.10", серийно выпускавшихся ТОАРЗ в 1985-1991 гг. В октябре 2008 г. на выставке в Таллинне, посвященной пятидесятилетию гоночных автомобилей "Эстония", экспонировалась копия этого автомобиля, выполненная на базе серийной "Эстонии-21М".