НАТИ-2
НАТИ-2. История и характеристики. 1932 г.
НАТИ-2 — более совершенная модель, выпущенная конструкторами Научного Автотракторного Института после создания и выпуска в 1928-1930 годах малолитражки НАМИ-1. Легковой малолитражный автомобиль. Была изготовлена опытная партия из пяти машин с кузовами: "родстер", "пикап", "фаэтон". База шасси для последних двух разновидностей кузовов удлинена на 300 мм. Особенности автомобиля: воздушное охлаждение двигателя, независимая подвеска задних колес, хребтовая рама, отсутствие дифференциала. У НАТИ-2 по сравнению с предшественником, НАМИ-1 тормоза на все колеса, более совершенные двигатель и кузов.
НАТИ-2 спроектирована в 1931, а построена в 1932 году; ее особенностями были воздушное охлаждение двигателя, хребтовая трубчатая рама, алюминиевые поршни, независимая подвеска задних колес и отсутствие дифференциала. База шасси была удлинена до 2730 мм для установки кузова «пикап» и «фаэтон». Пять первых опытных образцов были изготовлены на ижевском мотоциклетном заводе и оснащались верхнеклапанными двигателями. Для следующих автомобилей НАТИ-2 были разработаны нижнеклапанные движки, которые весили меньше на целых 20 кг. Четырехцилиндровый двигатель имел мощность двигателя 22 лошадиных силы при 2800 об/мин. При полностью снаряженной массе 730 кг машина развивала скорость до 75 км/ч.
После постройки автомобиля, примерно в 1933 году, возникало много споров на тему удачности конструкции этой машины. Подвеска ее была доработкой системы, заимствованной от НАМИ-1, и считалась довольно мягкой, что приближало НАТИ-2 к нормальной большой машине. Система воздушного охлаждения получила единодушное признание и нравилась всем. А вот устройство двигателя оставалось спорным вопросом. Можно было бы уменьшить его объем и мощность, как считали многие, и это привело бы к большей экономичности автомобиля. Но другие полагали, что так машина сильно потеряла бы в своих ездовых качествах и технических характеристиках.
фотография НАТИ-2
НАТИ-2, разумеется, не имеет ничего общего с полугусеничной версией. Он разрабатывался как преемник НАМИ-1. Производились первые образцы в Ижевске, на заводе «Ижсталь», в то время там уже успешно наладили выпуск мотоциклов. В те годы была очень популярна идея автомобилизации страны и все представители власти, СМИ и частные лица занимались пропагандистской деятельностью на эту тему. Занималась такой пропагандой и общественная организация под названием «Автодор», именно она спонсировала постройку первых образцов модели НАТИ-2. Газеты постоянно публиковали письма читателей, в которых последние изъявляли желание «получить доступ» к автотранспорту. Люди хотели машину, которая была бы проста в уходе, хорошо подходила бы для наших дорожных условий, обладала достаточно мягкой подвеской и хорошо проходила бы по грунтовым дорогам (видимо, проблема дорог существовала у нас испокон веков), была экономична и доступна по средствам широким слоям населения. Все хотели владеть личным автомобилем, ведь автомобилистов становилось все больше, клубы любителей создавались повсеместно, даже в селах.
Фотографии НАТИ-2.
фотография НАТИ-2 полугусеничный
фотография НАТИ-2
фотография НАТИ-2 полугусеничный
В связи с этим «Автодор» с энтузиазмом взялся было финансировать серийное производство НАТИ-2, рассчитывая, что этот автомобиль станет народным любимцем. Но этим глобальным планам не суждено было осуществиться, так как в это же время в Советском Союзе проводили активную реконструкцию АМО и уже строили Горьковский Автомобильный Завод. Поэтому решено было не тратить средства на еще одно автомобильное производство.