ЗИЛ-4972 1992 гг.

фото ЗИЛ-4972

фотография ЗИЛ-4972

В 1992 году перед АМО ЗИЛ, а в последующем перед АО "Вездеход-ГВА", Министерством по чрезвычайным ситуациям России была поставлена задача по созданию специальных машин (АСМ-аварийно-спасательных машин) для оснащения аварийно-спасательных формирований МЧС России. ОАО "Вездеход-ГВА"занималось разработкой автомобилей сверх высокой проходимости с 1995 года на Правдинском заводе радиорелейной аппаратуры.
    Предшествующий опыт работы по ликвидации последствий аварий техногенного и природного характера показал, что районы выполнения аварийно-спасателъных работ в большей части характеризуются полным или частичным отсутствием дорог для перехода к месту происшествия. Поэтому применение многоцелевых армейских полноприводных автомобилей высокой проходимости (далее АВП) в качестве аварийно-спасательных не может быть эффективным из-за недостаточной их проходимости. Возникла необходимость в новых технических средствах высокой проходимости в качестве базы для создания АСМ.

фото ЗИЛ-4972

фотография ЗИЛ-4972

Приняли решение использовать разработки СКБ АМО ЗИЛ в части создания поисково-эвакуационных машин для обеспечения космических полетов. К этому времени комплекс поисково-эвакуационных машин "490" уже в течении нескольких лет успешно использовался в авиационной поисково-спасательной службе ВВС МО.
    ЗиЛ-4972 и ЗиЛ-497205 оба внедорожника имеют унифицированные двигатель и капот, а также ходовую часть, которая во многом схожа с ходовой частью «Синей птицы»: трансмиссия выполнена по схеме с бортовой раздачей мощности, усилие передается к колесам каждого борта, которые имеют жесткую кинематическую связь между собой. Подвеска всех колес ЗиЛ-4972 и ЗиЛ-497205 — независимая торсионная, первая и третья пары колес сделаны поворотными. Давление воздуха в шинах может регулироваться от 0,3 до 3,0 кг/см2. Минимальное удельное давление шин на почву — 0,4 кг/см2 при минимальном давлении в шинах. Электрооборудование — комбинированное 12 в и 24 в. Главное различие между двумя модификациями — в длине заимствованной у ЗиЛ-4331 кабины. На ЗиЛ-4972 она устанавливается без изменений, а на ЗиЛ-497205 — в удлиненном виде, со вторым рядом сидений на четыре человека.

фото ЗИЛ-4972

фотография ЗИЛ-4972

Двигатель ЗИЛ-4972.

Дизельный силовой агрегат при несколько большем рабочем объёме давал большую отдачу, чего несколько не хватало бензиновой версии при полной загрузке. Основные технические показатели двигателя ЗИЛ-645 выглядели следующим образом:      — общая схема двигателя — V-образная 4-тактная восьмёрка, с двумя клапанами на цилиндр;      — рабочий объём мотора — 8,74 л;      — степень сжатия смеси в цилиндрах — 18,5 : 1;      — развиваемая мощность 185 л. с. при 2800 об/мин, которая для вариантов армейской техники понижена до 170 л. с.;      — достигаемый крутящий момент — 490 (по некоторым данным — 510) Нм в рабочем диапазоне 1400-1600 об/мин; Мотор отличается умеренной топливной экономичностью, и, согласно паспортным данным расходует при движении с прицепом не менее 27 л/100 км, а для одиночного автомобиля этот показатель может уложиться в 20 литров на каждую сотню. При этом важной особенностью мотора была его экологичность, что выражалось в соответствие нормам Евро на тот момент с запасом в 20%.

фото ЗИЛ-4972

фотография ЗИЛ-4972

Подвеска независимая торсионная для всех колес Рулевое управление (тип) с двумя гидроусилителями (для передних и задних колес) Шины 16.00 — 20, мод. ИЯ — 333, с регулируемым давлением от 0,5 до 3,0 кг/см. Автомобиль оснащен крановым манипулятором с максимальным грузовым моментом — 8,9 тм.

фото ЗИЛ-4972

фотография ЗИЛ-4972

В 2000 году основные усилия разработчиков были направлены на освоение производства аварийно-спасательных автомобилей типа ЗиЛ-497200, ЗиЛ-497202, ЗИЛ-497205 с двигателями Caterpillar-3116 (САТ-3116).

ЗИЛ-4972 технические характеристики.

Год выпуска 1992 г.
Тип грузовой вездеход
Колесная формула 6 х 6
Мест 3 в кабине, 8-12 в кузове
Габариты
Длина 9400 мм.
Ширина 2550 мм.
Высота 3200 мм.
Дорожный просвет 475 мм.
Колесная база 2400+2400 мм.
Колея передняя 2000 мм.
Колея задняя 2000 мм.
Наружний радиус разворота 12 м.
Снаряженная масса 9680 кг.
Полная масса 12034 кг.
Преодолеваемый ров — ширина 2 м.
Преодолеваемый подъём 30o
Максимальный боковой крен 15o
Грузоподъёмность 2354 кг.
Двигатель ЗИЛ-4972
Марка ЗИЛ-645
Тип дизельный
Количество цилиндров 8
Диаметр цилиндра 110,0
Ход поршня 115,0
Рабочий объём 8,74 л3
Мощность двигателя 185 л.с. при 2800 об/мин.
Максимальный крутящий момент 52 (510) при 1400-1600 об/мин
Степень сжатия 18,5
Трансмиссия
Сцепление однодисковое, сухое
КПП от ЗИЛ-4421, механическая, 9-ти ступенчатая
Раздаточная коробка 2-х ступенчатая, с цилиндрическим межбортовым блокируемым дифференциалом (2,48:1 и 0,867:1)
Бортовая передача механическая, одноступенчатая, коническая (2,09:1)
Колесный редуктор механический, одноступенчатый, цилиндрический (4,27:1)
Общие характеристики
Максимальная скорость 75 км/ч.
Расход топлива на 100 км. 25 л.
Объём топливных баков 170х2 л.
Запас хода 1360 км.
Размерность шин 16.00-20"/ ИЯ-333