ЗИЛ-4972
ЗИЛ-4972 1992 гг.
фотография ЗИЛ-4972
В 1992 году перед АМО ЗИЛ, а в последующем перед АО "Вездеход-ГВА", Министерством по чрезвычайным ситуациям России была поставлена задача по созданию специальных машин (АСМ-аварийно-спасательных машин) для оснащения аварийно-спасательных формирований МЧС России. ОАО "Вездеход-ГВА"занималось разработкой автомобилей сверх высокой проходимости с 1995 года на Правдинском заводе радиорелейной аппаратуры.
Предшествующий опыт работы по ликвидации последствий аварий техногенного и природного характера показал, что районы выполнения аварийно-спасателъных работ в большей части характеризуются полным или частичным отсутствием дорог для перехода к месту происшествия. Поэтому применение многоцелевых армейских полноприводных автомобилей высокой проходимости (далее АВП) в качестве аварийно-спасательных не может быть эффективным из-за недостаточной их проходимости. Возникла необходимость в новых технических средствах высокой проходимости в качестве базы для создания АСМ.
фотография ЗИЛ-4972
Приняли решение использовать разработки СКБ АМО ЗИЛ в части создания поисково-эвакуационных машин для обеспечения космических полетов. К этому времени комплекс поисково-эвакуационных машин "490" уже в течении нескольких лет успешно использовался в авиационной поисково-спасательной службе ВВС МО.
ЗиЛ-4972 и ЗиЛ-497205 оба внедорожника имеют унифицированные двигатель и капот, а также ходовую часть, которая во многом схожа с ходовой частью «Синей птицы»: трансмиссия выполнена по схеме с бортовой раздачей мощности, усилие передается к колесам каждого борта, которые имеют жесткую кинематическую связь между собой. Подвеска всех колес ЗиЛ-4972 и ЗиЛ-497205 — независимая торсионная, первая и третья пары колес сделаны поворотными. Давление воздуха в шинах может регулироваться от 0,3 до 3,0 кг/см2. Минимальное удельное давление шин на почву — 0,4 кг/см2 при минимальном давлении в шинах. Электрооборудование — комбинированное 12 в и 24 в. Главное различие между двумя модификациями — в длине заимствованной у ЗиЛ-4331 кабины. На ЗиЛ-4972 она устанавливается без изменений, а на ЗиЛ-497205 — в удлиненном виде, со вторым рядом сидений на четыре человека.
фотография ЗИЛ-4972
Двигатель ЗИЛ-4972.
Дизельный силовой агрегат при несколько большем рабочем объёме давал большую отдачу, чего несколько не хватало бензиновой версии при полной загрузке. Основные технические показатели двигателя ЗИЛ-645 выглядели следующим образом: — общая схема двигателя — V-образная 4-тактная восьмёрка, с двумя клапанами на цилиндр; — рабочий объём мотора — 8,74 л; — степень сжатия смеси в цилиндрах — 18,5 : 1; — развиваемая мощность 185 л. с. при 2800 об/мин, которая для вариантов армейской техники понижена до 170 л. с.; — достигаемый крутящий момент — 490 (по некоторым данным — 510) Нм в рабочем диапазоне 1400-1600 об/мин; Мотор отличается умеренной топливной экономичностью, и, согласно паспортным данным расходует при движении с прицепом не менее 27 л/100 км, а для одиночного автомобиля этот показатель может уложиться в 20 литров на каждую сотню. При этом важной особенностью мотора была его экологичность, что выражалось в соответствие нормам Евро на тот момент с запасом в 20%.
фотография ЗИЛ-4972
Подвеска независимая торсионная для всех колес Рулевое управление (тип) с двумя гидроусилителями (для передних и задних колес) Шины 16.00 — 20, мод. ИЯ — 333, с регулируемым давлением от 0,5 до 3,0 кг/см. Автомобиль оснащен крановым манипулятором с максимальным грузовым моментом — 8,9 тм.
фотография ЗИЛ-4972
В 2000 году основные усилия разработчиков были направлены на освоение производства аварийно-спасательных автомобилей типа ЗиЛ-497200, ЗиЛ-497202, ЗИЛ-497205 с двигателями Caterpillar-3116 (САТ-3116).
ЗИЛ-4972 технические характеристики.
Год выпуска | 1992 г. |
Тип | грузовой вездеход |
Колесная формула | 6 х 6 |
Мест | 3 в кабине, 8-12 в кузове |
Габариты | |
Длина | 9400 мм. |
Ширина | 2550 мм. |
Высота | 3200 мм. |
Дорожный просвет | 475 мм. |
Колесная база | 2400+2400 мм. |
Колея передняя | 2000 мм. |
Колея задняя | 2000 мм. |
Наружний радиус разворота | 12 м. |
Снаряженная масса | 9680 кг. |
Полная масса | 12034 кг. |
Преодолеваемый ров — ширина | 2 м. |
Преодолеваемый подъём | 30o |
Максимальный боковой крен | 15o |
Грузоподъёмность | 2354 кг. |
Двигатель ЗИЛ-4972 | |
Марка | ЗИЛ-645 |
Тип | дизельный |
Количество цилиндров | 8 |
Диаметр цилиндра | 110,0 |
Ход поршня | 115,0 |
Рабочий объём | 8,74 л3 |
Мощность двигателя | 185 л.с. при 2800 об/мин. |
Максимальный крутящий момент | 52 (510) при 1400-1600 об/мин |
Степень сжатия | 18,5 |
Трансмиссия | |
Сцепление | однодисковое, сухое |
КПП | от ЗИЛ-4421, механическая, 9-ти ступенчатая |
Раздаточная коробка | 2-х ступенчатая, с цилиндрическим межбортовым блокируемым дифференциалом (2,48:1 и 0,867:1) |
Бортовая передача | механическая, одноступенчатая, коническая (2,09:1) |
Колесный редуктор | механический, одноступенчатый, цилиндрический (4,27:1) |
Общие характеристики | |
Максимальная скорость | 75 км/ч. |
Расход топлива на 100 км. | 25 л. |
Объём топливных баков | 170х2 л. |
Запас хода | 1360 км. |
Размерность шин | 16.00-20"/ ИЯ-333 |