Первый русский автомобиль

История создания первого русского автомобиля берет свое начало со знакомства Евгения Александровича Яковлева с Петром Александровичем Фрезе на всемирной выставке в Чикаго в 1893 году. Яковлев был владельцем и основателем "Первого русского завода керосиновых и газовых двигателей Е. А. Яковлева", Фрезе же был владельцем Акционерного общества постройки экипажей «Фрезе и К».

фото автомобиль Яковлева и Фрезе

фото автомобиль Яковлева и Фрезе 1896 год.

В 1895 году началась работа над созданием одномоторной двухместной коляски с двигателем внутреннего сгорания. Кузов, ходовая часть и колеса изготавливались на фабрике экипажей Фрезе, в то время как завод Яковлева работал над созданием двигателя и трансмиссии.

Впервые автомобиль был представлен широкой публике в 1986 году на Нижегородской промышленно- художественной выставке. Автомобиль имел деревянные колеса, так как предполагалось, что эксплуатироваться данная конструкция будет по улицам, мощеным булыжником, и соответственно требовалась довольно жесткая конструкция колеса. Автомобиль внешне был, практически не отличим, от конного экипажа. Компоновка машины была заднемоторной, двигатель находился сзади экипажа. В конструкции использовался одноцилиндровый четырехтактный двигатель с водяным охлаждением. Машина развивала скорость до 21 километра в час при весе в 300 кг.
    Для передачи крутящего момента на ведущие колеса служили две цепи. Их связывал промежуточный вал с закрепленными на нем шкивами. Но вал этот был сделан разрезным и его полувалы связывал дифференциал. Максимальная скорость первого русского автомобиля составляла 20 верст в час. Рациональное сочетание собственных и заимствованных технических решений говорит о творческом подходе Е.А. Яковлева и П.А. Фрезе к созданию своего "безлошадного экипажа". При этом следует отметить, что появление в Петербурге первого автомобиля "Бенц" (четырехместного модели "Виктория") не могло ничего добавить к тем знаниям, которыми располагали изобретатели после посещения чикагской выставки в 1893 г.

К сожалению, судьба первого русского автомобиля, оказалась неудачной. Император Николай II, на нижегородской выставке не уделил должного внимания автомобилю Яковлева и Фрезе. Тем не менее, считается, что машина все-таки выпускалась серийно, несмотря на то, что не заслужила признания императора.

Автомобиль Яковлева и Фрезе технические характеристики
Выпуск: 1896 г.
Кузов открытый, с тентом
Ведущие колёса задние
Управляемые колёса передние
Колёсная формула 4 х 2
Число мест 2
Длина/ширина/высота 3200 / 1530 / 1440 мм.
Колёсная база 1370 мм.
Двигатель четырехтактный внутреннего сгорания
Число цилиндров 1
Мощность 2-х двигателей 2 л.с. / 1,5 кВт при 500 об/мин.
Рабочий объём 1000 см3
Число передач 2
Главная передача цепная
Максимальная скорость 21 км/ч.
Трансмиссия ременная
Снаряженная масса 300 кг.
Диаметр шин передних/задних 780 / 836 мм.