ЗиС-102 / -102А (1938-1940 гг.)

фото ЗИС-102

фотография ЗИС-102 фаэтон

ЗиС-102. Кузова кабриолет и фаэтон, отличие — кабриолет имеет боковые выдвижные стекла, а фаэтон накладные боковины.

Базовым автомобилем для первого фаэтона выпущенного на Заводе имени Сталина стал серийный ЗИС-101. Фаэтону был присвоен заводской номер "проба 01-21", а гражданский индекс "102", так в 1938 году появился ЗИС-102. Появился — это слишком быстро. Технологически новая модель была сложней базового варианта. Сложности начались с переоборудования передних дверей — они открывались против хода, а задние пришлось крепить петлями к центральной перегородке автомобиля. В дверях монтировались съёмные, мягкие боковины, с целлулоидом. При снятии тента, эти боковины прятались в специальный пенал в багажнике автомобиля. Из-за "потери" крыши кузов потерял необходимую жесткость. Кузов пришлось укреплять дополнительно, применили специальный задний пояс с металлической стенкой.

фото ЗИС-102

фотография ЗИС-102 фаэтон

При проектировании базовой модели -101 использовалась документация и образцы американских автомобилей "Паккард" и "Бьюик". Из-за сложности проектирования фаэтона пришлось изучить, проанализировать опыт и автомобилей марок "Линкольн", "Кадиллак" и "Хадсон". Сама идея съёмного тента была инженерной новинкой для СССР. Крыша стала составной из металлического каркаса с деревянными стойками, обтянутая прорезиненным тентом. В непромокаемый материал вшили ватники для округлости секций. В задней части тента имелось окно в хромированной оправе.
    14 шарниров связанных в единый технологически сложный механизм крепился на двух кронштейнах с болтовым соединением с кузовом. Боковые дуги пришлось сделать деревянными. Прорези в передних тягах позволяли регулировать натяжку тента. Сам тент крепился к бортам специальными замками-натяжками.

Оригинальной была подсветка салона автомобиля ЗИС-102. Плафоны располагались по бокам центральной перегородки и служили для автоматической подсветки подножек. Салон освещал единственный плафон в задней части. Салон стал просторней, несмотря на измененные сидения центрального ряда. Сидения были откидными, а при необходимости прятались в предусмотренные для этого ниши.
    Все экземпляры ЗИС-102 отличались в деталях от прототипа. Отличия были незначительными — это был скорее творческий процесс в поиске оптимального решения поставленных задач.

В 1939 году ЗИС готовился к модернизации ЗИС-101. Обновленная модель получила индекс ЗИС-101А. Экспериментально на эту модель устанавливали новый более мощный двигатель 116 л.с (ЗИС-101 — 90 л.с.). Внешне модели отличались выпуклой облицовкой радиатора и специального вентиляционного окошка над передней дверью. Завод в срочном порядке переходил на модернизированную модель, при этом перенося на неё все недостатки прежней модели. Даже при более мощном двигателе не получилось изменить динамику автомобиля из-за избыточного веса.

фото ЗИС-102А

фотография ЗИС-102А фаэтон

В 1939 году заводчане ЗИСа — А.Пухалин, Н.Росков, Н.Пульманов и В.Кременецкий начинают работать над автомобилем, который затмил по своим характеристикам даже ЗИС-102. Речь идёт о родстере "ЗИС-Спорт". Все усилия заводчан были сосредоточены на доработке нового советского "спорткара" и работы над фаэтоном приостановили. У фаэтона появляется конкурент ЗИС-101А-Спорт, который не дал возможности работникам экспериментального цеха собирать мелкосерийно остальные 102-е.

фото ЗИС-102 ЗИС-101А Спорт

фотография ЗИС-102А фаэтон и ЗИС-101А Спорт

Хотя надо заметить, что, несмотря на все преимущества и новинки “Спорта”, фаэтон не посрамил себя. В единственном официальном заезде на скорость, практически гоночный ЗИС-Спорт показал скорость 167 км/ч, имея форсированный двигатель и лучшую аэродинамику. Легкий фаэтон, никак не спортивного назначения, ЗИС-102А, развил скорость 150 км/ч.

фото ЗИС-102

фотография ЗИС-102А на СТАРТЕ


фото ЗИС-102А

фотография ЗИС-102А фаэтон