Рижская Автобусная Фабрика
Rigas Autobusu Fabrika

История разработки первого советского микроавтобуса относится ко второй половине 50-х годов прошлого века. В то время в СССР просто не существовало многих типов полезных и удобных транспортных средств, которые получили распространение на западе, в том числе и микроавтобусов. Их роль выполняли дорогие и неудобные легковые автомобили ЗИС-110, использовавшиеся как служебный транспорт, маршрутные такси, кареты скорой помощи. Громоздкая конструкция, большое потребление топлива, нерациональное использование полезной площади — все эти недостатки ЗИСов говорили в пользу замены их микроавтобусами.
    1949 г. На базе Рижского авторемонтного завода № 2 (РАРЗ) был создан завод автобусных кузовов, который в 1955г. переименовали в Рижский опытный автобусный завод, а его продукция получила аббревиатуру РАФ от полного названия завода: Рижская Автобусная Фабрика (латыш.Rigas Autobusu Fabrika, RAF).

РАФ-977 история фотографии характеристики.
Годы выпуска 1959—1976 гг.

фото РАФ-977 Латвия

фотография РАФ-977


фото РАФ-977 Латвия

фотография РАФ-977

В 1958 году производство ГАЗ-М20«Победа» было прекращено — на смену ей пришла «Волга», ГАЗ-21. В связи с этим конструкция микроавтобуса была пересмотрена, и в 1959 году в серийное производство была запущена уже другая машина на основе агрегатов «ГАЗ-21 Волга», получившая индекс РАФ-977 согласно Единой системы классификации автотранспортных средств 1945 года. РАФ-977 отличался от РАФ-10 также более узкой одностворчатой дверью в салон (на РАФ-10 была двухстворчатая дверь) и дизайном передка. Машина получила имя собственное «Латвия».
    РАФ-977 представлял собой микроавтобус с несущим кузовом. В его основании лежала полноценная рама, но она не отделялась от кузова, а была жестко приварена и работала вместе с ним. Кузов был обшит стальными панелями, а для облегчения крыши средняя ее часть представляла собой панель из алюминия. В кабину вели две двери — со стороны водителя и пассажира. В салон также вели две двери — по правому борту в базе и в задней панели кузова. Салон в варианте «микроавтобус» был рассчитан на 10 пассажирских мест.

РАФ-977Д Латвия

Массовое производство новой модели мешало наладить отсутствие конвейера на Рижской автомобильной фабрике. Осенью 1961 года появился модернизированный РАФ-977Д. Именно эту модификацию и поставили на новый конвейер, созданный в 1962 году. От РАФ-977 она отличалась гнутым лобовым стеклом, установленным вместо V-образного, наличием алюминиевых молдингов на бортах вдоль «юбки» и под оконной линией, скрывавших швы между кузовными панелями. Также на РАФ-977Д появилась «фирменная» узкая решетка радиатора над передним бампером. В середине 60-х РАФ-977Д претерпел некоторые изменения — исчезли окна в закруглениях кузова в задней части и остекление скатов крыши, изменились рамки дверей кабины и дверные петли.
    В 1967 году была представлена следующая модернизация 977-го РАФика — РАФ-977ДМ, а в 1969 году она заменила собой на конвейере предыдущую версию. На РАФ-977ДМ пять узких боковых оконных секций уступили место трем широким со сдвижными стеклами, а дверь салона стала почти в два раза шире.

фото РАФ-977 Латвия

фотография РАФ-977


фото РАФ-977 Латвия

фотография РАФ-977

В 1970-ом году произошло событие, предопределившее судьбу 977-ой модели. На Горьковском автозаводе было завершено производство ГАЗ-21. На смену ему пришла новая «Волга», ГАЗ-24. Агрегаты 21-ой модели продолжали поступать в Ригу, но в то же время было необходимо приступить к производству микроавтобуса на базе ГАЗ-24. Это стало возможно с введением в строй нового завода в Елгаве в 1976 году. Одновременно с этим был завершен выпуск микроавтобусов РАФ-977.
    Микроавтобус РАФ-977 использовался для работы в качестве служебного автотранспорта, маршрутных такси, скорой помощи, туристических микроавтобусов. С конца 60-х годов они экспортировались в Болгарию, Венгрию, на Кубу, в Иран, Нигерию, Финляндию и другие страны.
    Преемник РАФ-977 — автомобиль ЕрАЗ-762 Ереванского автомобильного завода. Документация на производство грузового фургона на базе РАФ-977 была передана в Ереван еще в 60-е годы, поскольку производственных мощностей самого РАФа не хватало для его выпуска. В дальнейшем под маркой ЕрАЗ-762 выпускались также грузопассажирские автомобили и даже микроавтобусы, однако в отличие от РАФ-977 в СССР они никогда не использовались в качестве маршрутных такси или машин скорой помощи. Качество сборки ЕрАЗов было намного хуже, чем их рижских аналогов. Тем не менее, ЕрАЗ-762 продержался на конвейере вплоть до 1996 года, поэтому до сих пор на улицах наших городов можно встретить немало ереванских автомобилей. Сам же РАФ-977, внешне практически идентичный ЕрАЗу, стал сейчас настоящей редкостью, ведь его производство прекращено более 30 лет назад. В отличие от своих ровесников, таких как ГАЗ-21 или ЗАЗ-965, заботливо сохраненных многими автолюбителями, РАФ-977 реализовывался только предприятиям и организациям, где эти машины списывались после 10-15 лет эксплуатации, поэтому они ушли с наших улиц в конце 80-х — начале 90-х годов.

фото РАФ-977К

фотография РАФ-977К


фото РАФ-980

фотография РАФ-980


фото РАФ-977К

фотография РАФ-977К