Характеристики фотографии ГАЗ-Спорт
1959 г.

С именем авиаинженера А.А. Смолина связанно множество славных вех в истории советского спортивного автомобилестроения. Так именно он является создателем спорткаров под индексом СГ, которые стали первыми гоночными автомобилями в СССР, сконструированными специально для участия в кольцевых автогонках.

фото ГАЗ-Спорт (ГАЗ-СГ4)

фотография ГАЗ-СГ4

Последним автомобилем, созданным Смолиным для спорта стал собранный в 1959 году автомобиль ГАЗ-Спорт (ГАЗ-СГ4). Дело в том, что начальство решило «бросить» талантливого инженера конструктора на проект создания транспортных средств на воздушной подушке. В создании же ГАЗ-Спорт Смолин принял неполное участие, так как уже работал над новым проектом. Ему удалось спроектировать только кузов машины, а двигатель, трансмиссию, подвеску и иные узлы конструкции создали специалисты автопарка N6 г. Москвы.

фото ГАЗ-Спорт (ГАЗ-СГ4)

фотография ГАЗ-СГ4

Причиной создания нового гоночного автомобиля стал тот факт, что к 1956 году ГАЗ-СГ1, имевший второе название «Победа-Спорт», безнадёжно устарел. Дело в том, что после чемпионата 1956 года, где «Победа-Спорт» завоевала золотую медаль, стало ясно, что потенциал автомобиля исчерпан, и он побеждает не благодаря своим преимуществам, а благодаря недостаткам своих конкурентам. Причина этого была в том, что СГ1 был обычным серийным автомобилем, модифицированным для участия в спортивных состязаниях. Вследствие этого обстоятельства машина имела слишком большой вес, плохую маневренность, высокое расположение центра тяжести и устаревшую подвеску. Названные причины и заставили в 1956 году Смолина засесть за чертежи.

фото ГАЗ-Спорт (ГАЗ-СГ4)

фотография ГАЗ-СГ4

Работал он в основном в нерабочее время, по ночам. Результатом его работы стал новый ГАЗ-СГ4 , получивший второе название «ГАЗ-Спорт». Автомобиль получили алюминиевый кузов, двигатель от ГАЗ-21 с картерами из алюминия, а так же новую пневматическую подвеску всех колёс.

В 1957 году в цеху ГАЗа собрали четыре кузова нового спорткара, однако завершить работу над своим последним автомобилем А.А. Смолин не успел, так как был переведён на другое направление работы. Так как теоретически машина имела весьма неплохие перспективы благодаря лёгкому кузову из алюминия и небольшой площадью лобового сопротивления, ставшие ненужными три из четырёх заготовок её корпуса продали таксопарку N6 г. Москвы, имевшему в то время сильный автомобильный спортивный кружок.
    Сотрудники таксопарка оснастили незаконченные автомобили двигателями от ГАЗ-21 имеющими объём 2445 см. куб., оснащённый электронной системой впрыска. Он был специально разработан под этот проект специалистами ленинградского института ЦНИТА и развивал мощность в 90 лошадиных сил. Мощный модифицированный мотор, а так же легкий кузов из алюминия позволили «ГАЗ-Спорт» достичь скорости 190 км/ч. Низкий же центр тяжести придал новому советскому спорткару прекрасную управляемость и маневренность.

«ГАЗ-Спорт» выставлялся от таксопарка N6 вплоть до 1956 года включительно. На этой машине в 1962 году Юрий Андреев завоевал на чемпионате СССР третье место, а в 1963 – выиграл золотую медаль. Однако, в 1967 году класс, для выступления в котором и был создан СГ4 был ликвидирован. В связи с этим все автомобили «ГАЗ-Спорт» были списаны на металлолом. До наших дней не дожил ни один экземпляр этого прекрасного спортивного автомобиля.