ГАЗ М-73 «Украинец». История фотографии характеристики.
Год выпуска 1954 г.

М-73. В 1996 году компания Suzuki удивила автомобильную общественность, запустив в серийное производство очень необычный внедорожник X-90. По-сути, японский автомобиль представлял собой 2-местное полноприводное купе, построенное на рамной платформе популярной модели Vitara. Тогда, концепцию данной машины охарактеризовали как новаторскую и не имеющую аналогов. Однако, еще за 40 лет до этого события, советские инженеры успешно реализовали "в металле" идею такого компактного "офф-роуда" под именем ГАЗ-М73. Судьба этой интересной разработки сложилась совсем иначе: на конвейер интересная машина так и не попала...

фото ГАЗ-М73 Украинец

фотография ГАЗ-М73 «Украинец»

В начале 50-х годов прошлого века в СССР набирала обороты программа по освоению целины. Для освоения новых сельскохозяйственных территорий стране была нужна специализированная техника. Причем, не только трактора, комбайны и грузовики, а и легковые автомобили для председателей колхозов, механизаторов, работающих непосредственно в полях и других сельских руководителей. Компактный внедорожник ГАЗ-М73 разрабатывался параллельно с более крупным ГАЗ-М72 (гибрид кузова "Победы" и шасси ГАЗ-69) группой специалистов под руководством Георгия Моисеевича Вассермана - настоящего гуру полного привода.

фото ГАЗ-М73 Украинец

фотография ГАЗ-М73 «Украинец»

В 1955 году было построено два опытных образца для ходовых испытаний: один - с кузовом купе и отдельным вместительным багажником, на крышке которого размещалась полноразмерная "запаска", а второй - классический пикап. Машина имела прочную рамную конструкцию и зависимую рессорную подвеску всех колес. В качестве силового агрегата использовался простенький 1,2-литровый 35-сильный нижнеклапанный двигатель и 3-ступенчатая коробка передач от «Москвича-402». А вот неразрезные мосты и 2-ступенчатая раздаточная коробка (с передаточными числами 1,15 и 2,68) были специально разработаны для именно для этой машины. Впоследствии эти агрегаты успешно применялись на серийных седанах и универсалах имеющих полный привод «Москвич 410/411».

фото ГАЗ-М73 Украинец

фотография ГАЗ-М73 «Украинец»

Длина внедорожника составляла всего 3,43 метра, при 2-метровой колесной базе. Благодаря такой компактности, снаряженную массу удалось удержать в пределах 1070 кг, что позитивно сказалось на проходимости. Легкая и юркая машина с короткой базой, большим клиренсом, малыми свесами и узкими "зубастыми" 16-дюймовыми шинами на "пересеченке" запросто могла дать фору более грузным родственным моделям ГАЗ-69 и ГАЗ-М72. Дизайн модели по тем временам был вполне современным, а главное - функциональным: простые округлые формы кузова облегчали мойку автомобиля после принятия грязевых "ванн".

фото ГАЗ-М73 Украинец

фотография ГАЗ-М73 «Украинец»

Автомобильные функционеры СССР не оценили всех прелестей новаторской концепции компактного внедорожника, поэтому на развертывание серийного выпуска оригинального ГАЗ М73 Украинец не нашлось ни времени, ни денег. Тем более, что производственные мощности Горьковского автозавода тогда были загружены на 100% более востребованными моделями.
     Однако, проект не умер окончательно. Один из тестовых прототипов и всю техническую документацию в последствии передали в Москву на завод МЗМА (позже - АЗЛК). Многие идеи и агрегаты, опробованные в ГАЗ-М73, нашли свое применение на серийном Москвич-410Н : уникальном полноприводном седане с рамной конструкцией, который действительно не имел аналогов в тогдашнем мировом автопроме.