История фотографии характеристики.
Годы выпуска 1938-1945 гг.

фото ГАЗ-61-73

фотография ГАЗ-61 фаэтон

Проектирование ГАЗ—61 начали в 1938 году, а на следующий год собрали опытные образцы. Для нового автомобиля использовали немало узлов «полуторки» и «эмки», но снабдили его более мощным (тогда экспериментальным) шестицилиндровым двигателем ГАЗ—11 мощностью 76 л. с. с чугунной головкой цилиндров или 85 л. с. — с алюминиевой. Четырехступенчатая механическая коробка передач через раздаточную коробку передавала крутящий момент на два моста.
    Когда, выдержав все испытания, ГАЗ—61 был принят в 1941 году к производству, его оснастили кузовом таким же, как у «эмки», по тем временам достаточно комфортабельным. Таким образом, горьковский автозавод первым в мире стал строить машины повышенной проходимости с закрытым кузовом.

ГАЗ-61-73 1941-1945 г.

фото ГАЗ-61-73

фотография ГАЗ-61-73 седан

ГАЗ-11-73 стал прародителем одного из первых в мире легковых автомобилей с полным приводом. Получившая обозначение ГАЗ-61 машина оснащалась 6-цилиндровым двигателем. Первый прототип был темно-синего цвета и внешне имел много общего с прототипом ГАЗ-11-40 с мягким откидным верхом. Новый автомобиль с июня по октябрь 1939 г. прошел всесторонние испытания и продемонстрировал беспрецедентные вездеходные качества. Программа его испытаний включала езду по карьерам для выяснения, насколько хорошо машина справлялась с песком и рыхлым грунтом. Для зимних испытаний открытый кузов заменили на закрытый M1, и в итоге на одобрение были представлены две версии нового автомобиля.

В 1940 г. утвердили и вариант с мягким верхом под обозначением ГАЗ-61-40, и седан ГАЗ-61-73 были запланированы к выпуску в конце того же года. Однако из-за технических сложностей начало производства полноприводных машин откладывалось. Первый образец ГАЗ-61-73 был собран 9 июня 1941 г. и успешно протестирован в качестве тягача. Серийное производство этой машины началось 12 июля, однако из ворот завода вышел только 181 автомобиль, после чего выпуск прекратился из за нехватки материалов - особенно стального листа — в связи с началом войны. Считается, что в 1942 г. были собраны два автомобиля, в 1944-м еще девять, а последние два — в 1945 г. В конце 1940 г. инженеры ГАЗа тестировали несколько полноприводных пикапов ГАЗ-61-415.

ГАЗ-61-71 (опытный) 1941 г.

фото ГАЗ-61-71

фотография ГАЗ-61-71 седан

ГАЗ-61-71 - проект седана с отдельным багажником, дополнительным 50-литровым бензобаком и двумя запасными колесами в специальных нишах передних крыльев. Столь "богатое" оснащение автомобиль перенял от фаэтона 61-40 и в таком виде готовился к выпуску в 1941 году.
    Машина с таким же "чемоданом" (закрытый багажный отсек), но на заднеприводном шасси получила бы индекс 11-71. Однако в военных условиях в производство была запущена более простая версия с уже серийным кузовом - ГАЗ-11-71. (И. Падерин "ГАЗ 1932-1982 РУССКИЕ МАШИНЫ")

ГАЗ-61-72 (опытный) 1938 г.

Цитата о ГАЗ-61-72: "Интересно, что изначально для ГАЗ-61 разрабатывалась специальная версия закрытого кузова, этакий симбиоз 11-73 и 11-40 - 5-местный седан с вместительным багажником сзади, выполненным по типу заднего багажного отделения фаэтона. Однако серийное производство таких кузовов освоено не было, поэтому в дальнейшем пришлось довольствоваться стандартным кузовом эмки."

ГАЗ-61-40 1938-1941 гг.

фото ГАЗ-61-40

фотография ГАЗ-61-40 фаэтон

ГАЗ-61-40 - модель с кузовом типа "фаэтон". Она была на 30 кг легче, чем ГАЗ-61-73, хотя в дополнение к основному бензобаку на 60 л имела еще и резервный бак емкостью 50 л. Кроме того, в карманах передних крыльев были установлены два запасных колеса. Такие автомобили без труда взбирались по лестницам с уклоном в 30 градусов, демонстрируя на редкость удачное сочетание крутящего момента, передаточных чисел, развесовки и т.п. Думается, что даже сегодня этим может похвастаться далеко не каждый "проходимец". Малая партия, в шесть фаэтонов 61-40, была выпущена для высшего командного состава Красной Армии.

фото ГАЗ-61

фотография ГАЗ-61-40 фаэтон

фото ГАЗ-61

фотография ГАЗ-61-40 фаэтон

Все построенные ранее кузова "фаэтон" были смонтированы в 1940 году на основе шасси "61" и затем, уже к началу Отечественной Войны, автомобили ГАЗ-61-40 использовались высшим командным составом РККА: маршалами К.Е.Ворошиловым (синий), С.М.Буденным, С.К.Тимошенко (темно-зеленый), генералами Г.К.Жуковым (серый), К.К.Рокоссовским. Последняя машина ГАЗ-61-40 была сдана наркомату обороны 11 июня 1941 года. После суровой зимы 1942 года на большинство машин 61-40 были установлены на московском танкоремонтном заводе №101 закрытые кузова "седан" от моделей "73" или "М1".

ГАЗ-61-415 (опытный) 1939 г.

фото ГАЗ-61-415

фотография ГАЗ-61-415 пикап

Полноприводная версия опытного пикапа ГАЗ 11-415, созданного в рамках проекта ГАЗ-11 и оснащавшегося 6-цилиндровым двигателем. В конце 1940 года была опробована установка на двух шасси "61" грузопассажирского кузова пикап "415". Такие машины были нужны как в армии, так и в народном хозяйстве, и поэтому также предусматривались к производству. Особых трудностей при этом не ожидалось, в чем и убедились при контрольной сборке 61-415. Однако, с началом войны все работы по этой модели были прекращены. Выпущено 2 экземпляра,в серию не пошел.


ГАЗ-61-417 1938-1941 гг.

фото ГАЗ-61-417

фотография ГАЗ-61-417 пикап артелерийский тягач

Кузов ГАЗ 61-417 оказался самым простым в изготовлении. У него не было, как у пикапа ГАЗ 61-415, закрытой двухместной кабины, а от непогоды водителя и пассажира защищал складной брезентовый верх. Платформа автомобиля имела грузоподъёмность 400 кг. и позволяла перевозить полезного груза. Машина предназначалась для буксировки легких артиллерийских систем, транспортировки боеприпасов и разные прицепы массой до 700 кг. Наконец, использовались как связные и командирские. Тягач комплектовали противотанковой 57-миллиметровой пушкой. Комплектация происходила прямо на заводе, машины шли прямо с конвеера на фронт, под Москву. Хорошим подспорьем защитникам столицы явились эти пикапы, изготовление которых началось осенью 1941 г. Первый пробный пикап закончили собирать 25 июня 1941-го, второй - 4 августа. С октября начался выпуск пикапов. До конца года успели изготовить 36 легких тягачей ГАЗ 61-417.Этот быстроходный и манёвренный истребитель танков, в какой то мере, стал грозой немецкой бронетехники. И лишь малые серии производства не дали ему стать настоящей легендой 2-й мировой. Производство ГАЗ 61-417 было прекращено в 1942 года из-за нехватки шестицилиндровых двигателей и деталей для кузова. Несмотря на то, что в июне 1942-го завод получил задание по продолжению выпуска ГАЗ 61-417, выполнить его не было никакой возможности.